<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : В1 или как не споткнуться

понедельник, 10 декабря 2012 г.

В1 или как не споткнуться

Словообразовательный анализ

Сегодня еще раз хочу напомнить о задании В1. Многие учащиеся считают словообразование несложной темой, хотя уже который год на ней «срезается» около 60-70% сдающих ЕГЭ.
Напомню, что здесь встречаются две формулировки:
1) дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.

Во-первых, причина самых распространенных ошибок в том, что многие просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.

При словообразовательном анализе нужно определить, какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово.

Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема:

равный → равнять → уравнять → уравнение.

Все просто:

равнять — суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -Я-;
уравнять — приставочный способ, потому что прибавили приставку У-;
уравнение — суффиксальный способ: прибавили суффикс -ЕНИ-.

Так что
если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом.

Приставочно-суффиксальный способ – это когда мы прибавляем приставку и суффикс одновременно (кстати, это задание встречается очень часто). Например, этим способом образуются наречия типа:
по-летнему ← летний;
по-русски ← русский;
по-волчьи ← волчий;
во-первых ← первый.

Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:

1) выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;

2) у каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.

Правильный вариант выглядит, например, так:
по-дорож-ник.

В русском языке нет ни слова дорожник, ни слова подорож. Поэтому, чтобы получилось слово подорожник, мы к основе слова дорога прибавили приставку и суффикс одновременно.

Еще примеры:

настольный (от стол — нет слов настол или стольный)
разрыдаться (от рыдать — нет слов разрыдать или рыдаться)
собеседник (от беседа — нет слов собеседа или беседник)
обессилеть (от сила — нет слов силеть, бессилеть или обессила) и т.п.


внимание!  суффиксы-«невидимки»

Вариант 1:
неверное выделение окончания. С этой морфемой почему-то к старшим классам начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.

Например, в слове созвездие окончание -Э, а не -ИЕ (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:

со-звезд-ий-э (от звезда – нет слов созвезда или звездие).

Вариант 2. Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не приставочным, потому что, если мы уберем приставку ВЗ-, останется непонятное морье. В чем «фишка»?

Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:

вз-мор-й-э (от море – приставочно-суффиксальный способ).

Похожие слова встречаются не так уж редко:

пере-путь-й-э (от путь)
за-рубежь-э (от рубеж)
при-морь-й-э (от море) и т.п.

          Еще немного странностей
В учебнике Разумовской для есть задание: подберите слова с суффиксом -АТЕЛЬ. В методичке дан ответ: преподаватель, следователь. В научной статье нашла объяснение, что это мнение учёных Будиловича и Богородицкого. Тогда как же учить словообразовательному анализу: преподаватель - преподавать(суффиксальный способ)?

К вопросу о морфологическом членении и происхождении суффикса -тель
 По вопросу морфологического членения имен существительных с суффиксом -тель нет единой точки зрения. Так, А. С. Будилович, В. А. Богородицкий, производя морфологический анализ имен на -тель, включали в состав суффикса все, что не относится к корню. Например, в словах типа правитель они выделяют суффикс -итель, делатель -атель, в сидётель -ётель.


В. В. Воронцова считает подобное членение и выделение сложных суффиксов -атель, -итель, -ётель не-
правомерным: Суффикс -тель присоединяется к глагольному корню посредством того глагольно-видового
суффикса, который наличествует в соответствующем инфинитиве: владёти владётель, даровати даро-
ватель, крестити креститель. Поскольку элемент, осложняющий суффикс -тель, наличествует в соот-
ветствующем инфинитиве, нет оснований представлять производящую основу иначе, чем основой инфи-
нитива, и выделять безоговорочно самостоятельный сложный суффикс во всех словах на -тель4. Согласно
ее рассуждениям, в ряде слов можно выделить самостоятельный сложный суффикс -итель, а именно в тех
словах на -итель, которые не могут быть соотнесены с инфинитивом на -ити: погребитель погрести, погре-
бати; покровитель судя по лексическим связям, это слово соотносится с отглагольным существительным
покровъ, спаситель, гонитель.
С приведенным утверждением принципиально не соглашается Р. В. Железнова: Можно свободно ре-
конструировать видовые корреляции типа: пасити спасити, упасити уберечь стадо, кровити защи-
щать кого-либо по крови покровити, гребити погребити5.
Таким образом, современные исследователи склонны все же выделять в инфинитивных образованиях не
сложные морфемы, а однородный суффикс -тель.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...