<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Практикум. Текст по М.М. Пришвину

пятница, 9 ноября 2012 г.

Практикум. Текст по М.М. Пришвину


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Во время блокады Ленинграда детей, чьи матери погибли в Ленинграде, эвакуировали на берег Плещеева озера, что недалеко от русского города Переславля-Залесского, в усадьбу Ботик, где хранится ботик Петра Первого.  (2) Из Берендеева на Ботик стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна: никогда не придет к детям она с пустыми руками и одевается всегда чистенько, дети это ценят.  (3) Женщина она была бездетная, муж пропал без вести на фронте.

(4) Очень полюбилась этой бездетной вдове в детдоме одна девочка, Валя – маленькая, тонкая, в струнку, личико всегда удивленное, будто молоденькая козочка. (5) С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду ее себе навсегда в дочки. (6) На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла свое прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у нее была мама, и кто папа. (7) Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.
(8) – Она уверена, – говорили они, – что вы ее настоящая мама. (9) Берите ее и будьте счастливы.
(10) Однако, хотя в детдоме все были уверены, что отец Вали погиб, но справки о смерти не было, значит, по закону нельзя было отдать на сторону девочку. (11) Так длилось месяца два. (12) В августе пришла бумага о смерти отца Вали, и Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево.
(13) Вале, девочке-сироте, все в рыженьком блеклом домике в три окошка было на радость. (14) Валя ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик, к настоящей маме. (15) Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон – большую редкость тогда на Ботике.
(16) «Соловей мой, соловей, – пел патефон, – голосистый соловей...»
(17) Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать...
(18) – А где же клеточка? (19) Вот она тут висела... (20) Вот тут столик был, и на нем куколки мои...
(21) Достала Аграфена Ивановна свою хорошую куклу из сундука.
(22) – Это не та, не моя!!
(23) И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила все свое ленинградское.
(24) – Мама, – закричала она, – это не ты!
(25) И залилась... (26) А патефон все пел...
(27) И Аграфена Ивановна свое что-то вспомнила, закричала, заголосила, с размаху ударилась головой об стену и упала к столу. (28) Она то поднимет со стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (29) Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает ее, теребит, повторяет:
(30) – Мамочка, милая, перестань! (31) Я все вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.
(32) И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.
(По М.М. Пришвину)
 

ЗАДАНИЯ

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Аграфена Ивановна была эвакуирована в Берендеево из Ленинграда.
2) Воспитательницы детдома уверяли, что Валя хочет забыть о своей прошлой жизни.
3) Маленькая девочка узнала в Аграфене Ивановне свою настоящую маму.
4) Аграфена Ивановна решилась удочерить маленькую девочку, оставшуюся без родителей, потому что полюбила ее.

2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1–3 перечисляются факты.
2) В предложениях 13–14 содержится описательный фрагмент.
3) Предложения 6–8 содержат рассуждение.
4) В предложениях 10–12 есть элемент рассуждения.

3. В каком предложении использован фразеологизм?
1) 2; 2) 7; 3) 15; 4) 32.

4. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложения 10 выпишите все сочинительные союзы.
6. Определите тип подчинительной связи в словосочетании один раз (предложение 7).
7. Среди предложений 1–7 найдите односоставное неопределенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
8. Среди предложений 16–32 найдите осложненное обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 10–23 найдите сложноподчиненное с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 10–15 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью местоименного наречия. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1– В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соблюдайте последовательность цифр при ответе.

«М.М. Пришвин – великолепный знаток не только мира природы, но и глубин человеческой души. Трогательную незащищенность маленькой девочки, осиротевшей в годы войны, автор показывает с помощью (предложения 4, 18, 20) и такого тропа, как ____ («будто молоденькая козочка» – предложение 4). Такое синтаксическое средство, как ___ (предложения 17, 27, 28, 29), позволяет передать всю сложную гамму чувств, сменяющих друг друга. Сделать читателя как бы очевидцем событий писателю помогает _____ (предложения 8–9; 18–22, 29–31).

Список терминов:
1) эпитеты;
2) метафоры;
3) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) цитирование;
5) парцелляция;
6) ряды однородных членов;
7) сравнительный оборот;
8) риторические вопросы;
9) диалог.

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Дополнительные задания к тексту 1

1. Какое предложение наиболее точно передает основную мысль автора?
1) 1; 2) 4; 3) 6; 4) 32.

2. Какое высказывание наиболее точно передает основную мысль автора?
1) Во время блокады Ленинграда взрослые, как могли, старались продлить детство осиротевшим детям, вернуть им радость жизни.
2) Горе сближает людей, делает их мудрее, человечнее, заставляет детей рано взрослеть.
3) Война разрушила много семей, лишила детей детства, отняла память о счастливых днях.
4) Если человек сохранил тепло души, умение любить, ему может быть дан еще один шанс, чтобы стать счастливым.

3. К какому(-им) типу(-ам) речи относится данный текст?
1) Повествование с элементами описания;
2) описание и рассуждение;
3) рассуждение с элементами повествования;
4) описание.

4. В каком предложении использованы синонимы?
1) 1; 2) 10; 3) 14; 4) 29.

5. В каких предложениях использованы антонимы?
1) 2–3; 2) 6–7; 3) 30–31; 4) 10–11.

6. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
7. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
8. Из предложений 5–6 выпишите субстантивированное прилагательное.
9. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью согласование.
10. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание.
11. Из предложений 8–9 выпишите словосочетание со связью управление.
12. Среди предложений 4–13 найдите простое односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 1–12 найдите односоставные безличные, являющиеся частями сложных предложений. Напишите номера этих сложных предложений.
14. Среди предложений 10–23 найдите односоставные безличные, являющиеся частями сложного предложения. Напишите номера этих предложений.
15. Среди предложений 4–15 найдите осложненные обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.
16. Среди предложений 16–26 найдите предложение, осложненное вводным словом. Напишите номер этого предложения.
17. Среди предложений 8–17 найдите осложненное двумя обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 1–10 найдите сложные предложения, в составе которых есть придаточное изъяснительное предложение. Напишите номера этих предложений.
19. Среди предложений 1–12 найдите сложное с параллельным подчинением придаточных.
20. Среди предложений 4–7 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

3 комментария :

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...