<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Практикум. Сочинение по тексту В.Ф.Тендрякова

суббота, 10 ноября 2012 г.

Практикум. Сочинение по тексту В.Ф.Тендрякова



Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский писатель. Остроконфликтные повести о деревне, духовно-нравственных проблемах современника. 
Острые социально-экономические и нравственные проблемы жизни советской деревни поставлены в очерках, повестях и рассказах: «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Ненастье» (1954), «Не ко двору» (1954; фильм «Чужая родня», 1956), «Ухабы» (1956), «Тугой узел» (1956; фильм «Саша вступает в жизнь», 1957), «Подёнка — век короткий» (1965), «Кончина» (1968), «Три мешка сорной пшеницы» (1973; инсценировка Ленинградского Большого драматического театра, 1975) и другие.

Владимир Федорович сформировался преимущественно как мастер короткой повести, построенной на чрезвычайном происшествии или трагическом осложнении в жизни героев: «Тройка, семёрка, туз» (1960), «Суд» (1961; одноименный фильм, 1962), «Короткое замыкание» (1962), «Находка» (1965) и другие. Роман Тендрякова «За бегущим днём» (1959), повести «Чудотворная» (1958; одноименный фильм, 1960; инсценировка Московского театра «Современник» под назв. «Без креста», 1963), «Весенние перевертыши» (1973), «Ночь после выпуска» (1974) ставят сложные вопросы воспитания.


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 (1) Болото на задах улицы Жан-Поля Марата не пересыхало даже летом.  (2) Сейчас на окраине этого болота, как встревоженные галки, прыгали по кочкам ребята.  (3) Среди них в сплавщицкой брезентовой куртке, в лохматой, «из чистой медвежатины», шапке – Санька Ераха. (4) Дюшке сразу же расхотелось идти. (5) Санька считался на улице самым сильным среди ребят. (6)Там, где был он, Дюшка старался не появляться. (7) И сейчас лучше было бы повернуть обратно, но ребята, наверное, уже заметили, поверни – подумают, струсил. (8) Санька всегда выдумывал странные игры, сейчас он придумал новую. (9) На дощатой стене старого заброшенного сарая был нарисован мелом круг, вся стена заляпана слизистыми пятнами. (10) Ребята ловили скачущих по кочкам лягушек. (11) Санька в своей лохматой шапке, деловито насупленный, принимал услужливо принесенную лягушку, набрасывал веревочную петлю на лапку, строго спрашивал: – Чья очередь? –
(12) И передавал из руки в руку веревочку со слабо барахтающейся лягушкой: – Бей!
(13) Веревочку принял Петька Горюнов, тихий парнишка с красным, словно ошпаренным лицом. (14) Он раскрутил привязанную лягушку над головой. (15) Выпустил из рук конец веревочки... (16) Лягушка с тошнотно мокрым шлепком врезалась в стену. (17) Но не в круг, далеко от него. (18) – Мазилы все. (19) Глядите, как я вот сейчас... (20) Санька не торопился, уставился в сторону сарая выпуклыми немигающими глазами, лениво раскачивал привязанную вниз головой лягушку. (21)А та висела вниз головой, растопыренная, как рогатка, обмершая в ожидании расправы. (22) На секунду лягушка перестала болтаться, повисла неподвижно. (23) Санька подобрался. (24) А Дюшка вдруг в эту короткую секунду заметил ускользавшую до сих пор мелочь: распятая на веревке лягушка натужно дышала изжелта-белым мягким брюхом и глядела бессмысленно выкаченным золотистым глазом. (25) Жила вниз головой и покорно ждала... (26) Санька распрямился, раскрутил над шапкой веревочку и... мокрый шлепок мягким о твердое, в круге, обведенном мелом, – клякса слизи. (27) – Вот! – сказал Санька победно. – (28) Теперь чья очередь? (29) Ну? (30) «Сейчас меня заставит», – подумал Дюшка и посмотрел на старый кирпич под ногами. (31) Весь подобрался... (32) – Вон Минька не кидал. (33) Его очередь, – Санька покосился на Дюшку. (34) Если Минька Богатов, Дюшкин одноклассник, самый мелкий по росту, самый слабый из ребят, бросит, не один Санька – все накинутся: «Неженка, маменькин сынок!». (35) Все с Санькой... (36) Кирпич под ногами, но против всех кирпич не поможет.
(37) – Я не хочу, Санька, пусть Колька за меня.
(38) Голос у Миньки тонкий, девичий, и синие  страдальческие глаза, узкое лицо бледно и перекошено от страха и брезгливости.
(39) Кричит лягушачье болото, молчат ребята. (40) Куда Миньке деться от Саньки? (41) Если Санька заставит Миньку...
(42) И Дюшка сказал:
(43) – Не тронь человека!
(44) Санька двинулся на Дюшку, бережно перенося каждую ногу, словно пробуя прочность земли. (45) Дюшка быстро нагнулся, выковырнул из-под ноги кирпич. (46) Кирпич был тяжел – так долго лежал в сырости, что насквозь пропитался водой. (47) И Санька, очередной раз попробовав ногой прочность земли, озадаченно остановился.
(48) – Минька, пошли отсюда! (49) Минька вжимал в плечи голову, смотрел в землю.
(50) – Ты трус, Минька! (51) Оставайся!
(52) Сжимая в руке тяжелый кирпич, Дюшка боком, оступаясь на кочках, двинулся вперед. (53) Кому какое дело, что Санька убивал лягуш? (54) Почему Дюшка так много думает о Саньке?(55) Родился непохожий на других – мучает кошек, бьет лягуш. (56) И не в кошках, не в лягушках дело, а в том, что он любит мучить и убивать. (57) И это страшное «любит» почему-то никого не пугает. (58) «Да мне-то какое дело до этого?» (59) Никому нет дела до того, что любит Санька.
(По В.Ф. Тендрякову)


ЗАДАНИЯ

1. Какая мысль соответствует содержанию текста?
1) Человек может иметь разные предпочтения, может «любить» или «не любить» что-то, это его личное дело.
2) Санька страшен и опасен не столько тем, что убивает лягушек и мучает кошек, сколько тем, что ему это доставляет удовольствие.
3) Кирпич не может быть надежным орудием защиты, если ты один против всех.
4) Каждый человек – личность, он отличается от других людей, в этом его ценность.

2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 11–13 содержат описательный фрагмент.
2) В предложениях 34–36 представлено повествование.
3) В предложениях 13–16 перечислены последовательные действия персонажей.
4) В предложениях 53–59 содержится рассуждение.

3. В каком предложении использованы антонимы?
1) 8; 2) 26; 3) 38; 4) 56.

4. Из предложений 13–14 выпишите слово, образованное приставочным способом.
5. Из предложений 37–44 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
6. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.
7. Среди предложений 11–21 найдите односоставное определенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
8. Среди предложений 1–10 найдите осложненное необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 1–12 найдите сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1–4 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1– В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соблюдайте последовательность цифр при ответе.

«Поражает мастерство писателя в изображении поведения подростков. Суетливость и услужливость ребят по отношению в своему вожаку показаны с помощью ___ (предложение 2). Сосредоточенность Саньки на своем занятии, деловитость, получаемое им удовольствие от происходящего передает такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 20, 26). Неприятие новой забавы давнего соперника, лихорадочные поиски Дюшкой достойного выхода из создавшейся ситуации отражены в тексте благодаря ____ (предложение 30) и (предложения 31, 35, 41)».

Список терминов:
1) эпитеты;
2) военно-тематическая лексика;
3) фразеологизмы;
4) ряды однородных членов;
5) метафора;
6) неполные предложения;
7) восклицательное предложение;
8) сравнительный оборот;
9) предложение с прямой речью.

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Дополнительные задания к тексту 2

1. Какое предложение наиболее точно характеризует одного из персонажей?
1) 5; 2) 8; 3) 47; 4) 56.

2. К какому (-им) типу (-ам) речи относится данный текст?
1) Рассуждение с элементами повествования и описания;
2) описание с элементами повествования;
3) повествование с элементами описания и
4) повествование.

3. В каком предложении использованы контекстные антонимы?
1) 6; 2) 17; 3) 22; 4) 39.

4. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.
1) 5; 2) 13; 3) 24; 4) 34.

5. Укажите предложение, в котором использована метонимия?
1) 2; 2) 39; 3) 26; 4) 44.

6. Укажите слово, использованное в переносном значении.
1) Странные (предложение 8), 2) заставит (предложение 30), 3) девичий (предложение 38), 4) победно (предложение 27).

7. Из предложений 20–21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
8. Из предложений 44–46 выпишите имя прилагательное.
9. Из предложений 5–7 выпишите наречие в сравнительной степени.
10. Из предложений 35–36 выпишите все предлоги.
11. Из предложения 57 выпишите словосочетание со связью управление.
12. Из предложения 45 выпишите словосочетание со связью примыкание.
13. Из предложения 53 выпишите словосочетание со связью согласование.
14. Среди предложений 5–11 найдите осложненные необособленным согласованным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
15. Среди предложений 11–17 найдите осложненное обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
16. Среди предложений 1–8 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
17. Среди предложений 37–47 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 52–59 найдите односоставное безличное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 9–21 найдите осложненные согласованными распространенными обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
20. Среди предложений 20–26 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.


5 комментариев :

  1. А где ответы чтобы проверить себя?

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый Аноним, чтобы получить ответ, необходимо авторизоваться или оставить адрес электронной почты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я зарегистрирован,возможно ли получить ответы ?

      Удалить
    2. Максим, для связи на блоге есть специальная форма "Обратная связь и отправка файлов", перешлите свои ответы, мы проверим.

      Удалить
    3. Анонимный21 июня 2016 г., 19:41

      Здравствуйте , вышлите пожалуйста ответы по этому тексту !shahzod59@gmail.con

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...