<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Копилка аргументов. Сбережем, защитим русский язык

понедельник, 29 октября 2012 г.

Копилка аргументов. Сбережем, защитим русский язык


 Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так, чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А. Сумароков

Русский язык… Среди трех тысяч языков мира он самый красивый, меткий, образный, музыкальный, богатый.

Русский язык имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для  обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. В русском языке все дары России и ширь неограниченных пространств, богатство звуков, слов и форм; стихийность и нежность; красота и размах; мечтательность и сила. Он властен все выразить, изобразить, передать. «В нем гудение далеких колоколов  и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем  травяные шелесты  и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные;  и вихри злобные и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зеркало божественных видений…».
Выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: «Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г. Белинский). «Дивишься драгоценности  нашего языка, что   ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг…» (Н.В. Гоголь). «Русский язык! Тысячелетия создавал  народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего» (А.Н. Толстой).
Лучший способ узнать человека: его ум, интеллект, моральный облик, характер – прислушаться к тому, что и как он говорит и пишет.
Язык не просто средство общения, он самая большая ценность, в нем воплощены труд, разум, воля и нравственность народа. Посредством языка народ празднует победы, скорбит о своих бедах и поражениях.
Язык объединяет народ, цементирует государство. Русский язык затрагивает все струны, какие есть в русском человеке. Николай Васильевич Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью. Он с великой любовью писал о русском языке: «Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово  француза; затейливо придумает свое не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так размашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Язык хранит нашу историю. Он память народа. Наш выдающийся историк и писатель Н.М. Карамзин был абсолютно прав, когда говорил: «Тот, кто не знает своего природного языка, тот дурно воспитан; тот недостоин называться русским, кто не гордится языком Святослава, Владимира, Дмитрия Пожарского, Петра Великого».
Проходят   века, меняются поколения, а он, русский язык, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России. Но в своем бескорыстном служении людям он порой подвергается глумлению, обесцвечиванию, засоряется массой иностранных слов. Сегодня речь наших современников многими воспринимается как сниженная, ненормативная, часто используются просторечные слова. Нелепое употребление    иностранных слов калечит, портит наш язык. Вспомним, с каким негодованием писал о подобном смешении языков А.С. Грибоедов, как он с горечью восклицал:
Воскреснем  ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.
Огрубление языка, явное его оскудение тональности общения – все это свидетельствует о нашей духовной бедности.
«Слово есть поступок», - писал Л.Н. Толстой. И действительно, живое слово – значит обладающее жизнью, воодушевленное. Не случайно мы говорим: живая природа, живая вода, живое существо, живые факты, живой ум, живые глаза, живая нить, затронуть за живое…Да, энергия живого слова способна превращаться в энергию живого дела. Прав был поэт В.Шефнер, когда писал, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Еще Федор Глинка писал: «Величие языка создает величие народа». Язык – это надежное хранилище универсальной информации человечества, язык культуры, науки. Им мы можем выразить все, что чувствуем, о чем мечтаем.
Мы должны знать простую истину: если я разрушаю себя в языке, я разрушаю себя в жизни. Вот почему сегодня важно беречь наш язык, способствовать его чистоте и дальнейшему развитию – это наш нравственный долг.
Мы, учителя русского языка и литературы, должны сделать все возможное, чтобы наши ученики знали родной язык, чувствовали  все его богатство, мелодику, понимали законы, ведь школьная безграмотность  переходит  в безграмотность  студенческую, а студенческая – в  безграмотность дипломированных специалистов, руководителей, военачальников, парламентариев.
Каждый вечер с особым вдохновением и каким-то трепетным чувством я погружаюсь в прекрасный мир русского языка и литературы. Стопки книг и журналов на столе. Я пишу очередной урок, думаю, как ненавязчиво вызвать у детей интерес к предмету, открыть его красоту, пробудить любовь к слову.
Какие же формы работы  сегодня могут вызвать интерес у учащихся к  родному языку, русскому слову?
Урок русского языка должен быть уроком любования, уроком постижения красоты слова, его неисчерпаемой возможности. Только  когда ученик «вслушается» в слово, «всмотрится», тогда придет понимание его законов, правил. Наш русский поэт М.Ю. Лермонтов писал:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
В Библии сказано: «Вначале было Слово». И наша школьная концепция изучения  русского языка исходит прежде всего из  изучения слова. Чем  объемнее словарный запас ученика, тем выше его эрудиция. Поэтому, чтобы не обрекать школьников на безграмотность, необходимо, я уверена, механически заучивать слова (орфографическое проговаривание), для чего вести обязательно словари, потому что львиная доля русской лексики орфографическими правилами не объясняется. Этот словарь трудных написаний составляет каждый учитель сам, разбросав слова по степени сложности с 5 по 11 класс.
Наши ученики должны знать, для чего они изучают фонетику, пунктуацию, лексику, то есть необходимо знать внутреннюю  мотивацию каждой темы, тогда будет появляться интерес к предмету, воспитываться речевая культура.
Нам, учителям-словесникам, важно не только учить правила с детьми, но и  учить детей говорить, учить думать. Красивые художественные тексты разных жанров, их чтение, глубокий лингвистический анализ помогут увидеть красоту русского слова. 
Вспомним Петра I, который своим сенаторам запрещал читать доклады по бумажкам, чтобы глупость каждого была очевидна. Вот почему на уроках русского языка мы не только должны учить писать без ошибок (теория письма, разные виды диктантов, творческих работ), но и владеть устной литературной  речью. Культ хорошей книги в семье, на уроке, домашнее вечернее чтение вслух, пропаганда произведений, которые мы, старшее поколение, любим и читаем, – это верный путь интеллектуального, духовного становления личности. Уверена, что прочитано в школе, остается с нашими учениками на всю жизнь. И тогда мы не вырастим Иванов, не помнящих родства.
Неиссякаемым источником на каждом уроке должно стать исследование учениками произведений классики. Пусть ученик усваивает те обороты речи, которые принадлежат И.А. Крылову, А.С. Пушкину, А.П. Чехову. Только через постижение красоты языка, его богатства надо идти к формированию навыка грамотной письменной и устной речи. Для этой цели на уроках литературы можно вести тетради «В мире мудрых мыслей», куда помещать афоризмы – эти «жемчужины языка», отлитые в краткую форму. Например:
1.     Даже цветы на родине пахнут по-иному. (А.И. Куприн)
2.     Язык, которым говорит человек, - это ключ к его характеру.
(К.С. Станиславский)
3.     Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости.
(В.О. Ключеский).
Глубокая работа над текстом писателя, словарем нравственных понятий, создание словесных образов, чтение  образцовых литературных работ (сочинений) – так с учениками можно прийти к постижению искусства слова, которое, по выражению Л.Н. Толстого, начинается с «чуть-чуть» - с детали, с частностей произведения, которое делает творение писателя, поэта шедевром. А ведь все это язык – наше русское Слово. И именно оно заставляет на уроках литературы, русского языка восхищаться, страдать, сопереживать, позволяет задуматься  ученику над тем, что дурно? что хорошо? что надо любить? что такое я?
Мысль учеников на уроках русского языка должна побуждаться вопросами «почему?», «в чем разница?», «в чем сходство?». Чаще надо ребятам давать творческие задания, типа: «Расскажи о себе, слово» или «Слово в гостях у шести родственников». Учащимся предлагается рассмотреть одно слово с точки зрения всех разделов лингвистики:  фонетики, морфемики, морфологии, лексики, орфографии, синтаксиса.
Сегодня нужно, чтобы в школе был предмет «русская словесность», цель которого показать, как из самых обычных слов, состоящих из букв, рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»;  как нашему русскому языку доступны и цвет, и звуки, и объемы, и психологическая глубина.
В сохранившихся стихах из сожженной тетради А. Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово!
Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! Царственное – это не то, что слетает с наших уст в будничной суете. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты  его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественной литературы. Это слово долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остается Слово.
Самый начитанный  ученик еще не самый грамотный. Только тогда он пишет без ошибок, если при начитанности у него прекрасная зрительная память. Какой выход? Что поможет обогатить детей духовно, развить их память, зоркость так, чтобы она способствовала орфографической зоркости, стала инструментом запоминания, «зрительно» слов? На помощь нам, словесникам, придут так называемые поэтические тетради с выразительными красивыми строчками о природе, доме, маме, любви. Они кратки, но емки. На одном уроке на доске записаны строки Пушкина, на другом – Есенина, на третьем – Тютчева и т.д. Строчки с доски переносятся в поэтическую тетрадь, которую ведут все ученики. Их выразительно читает учитель. Затем в быстром темпе проводится частичный лингвистический анализ (тема, идея, эпитеты, метафоры, ключевые слова), объясняются  орфограммы и пунктограммы. Дома эти строки дети выучивают наизусть, фиксируя внимание на их орфографическом оформлении. В результате за учебный год ученики знают наизусть от пятидесяти до восьмидесяти поэтических четверостиший. Эта методика не только прибавляет ученику эрудиции; выучивая разные по ритму, музыкальности стихотворения, ребята развивают память. Другого способа развить память нет. Ученика, я думаю, знающего наизусть много стихов, можно считать культурным, духовно развитым человеком.
Вот некоторые из поэтических строк:
1.     Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не был,
Но поклонись ему:
Он Человеком был!
Р. Гамзатов
2.     Доброта – не  простая черта,
Доброта – не такая уж малость,
Если в женщине есть доброта,
Значит, женщина  состоялась.
Е. Евтушенко
3.     Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Графические схемы, опорные конспекты, алгоритмы, таблицы, помещенные в тетрадь-справочник, помогают предупредить ошибку, лучше понять наш язык, а значит, поверить в себя.
Проведенная в занимательной форме лингвистическая игра на обобщающем уроке позволит также умственную работу сделать продуктивной, оживит урок, включит в работу детское воображение, инициативу, вызовет положительные эмоции у детей. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что игра – это искра, зажигающая огонек любознательности. Последний урок русского языка любой учебной четверти можно заканчивать учебно-познавательной игрой между двумя командами класса.
Также педагог В.А. Сухомлинский говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительней к слову и красоте. «Убогость слова, - говорил он, - это  убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести». Творчество индивидуально, поэтому в каждом ученическом сочинении надо отмечать хоть маленькие, но творческие находки: удачный выбор синонимов, образных слов, выражение своего отношения к увиденному. При анализе всегда необходимо  сосредотачивать внимание не столько на ошибках, сколько на удачах учеников.
На уроках русского языка, литературы можно предложить ученикам творческие задания: нарисовать Слово (через рисунок). Например, весна, ручей, радость и десятки других они представляют в виде радуги, цветов, ручейков, облаков, домиков. С особым увлечением дети рисуют свои имена. В линии, цвете, форме букв учащиеся раскрывают свое представление о внутренней сущности Слова, выявляют доброе начало в себе и своем имени.
О неисчерпаемости русского словаря ярко свидетельствуют синонимы. Каждый урок развития речи нужно начинать с обогащения словарного запаса, для этого составляем синонимические ряды, подбираем антонимы, заменяем иноязычные слова исконно русскими, подбираем эпитеты к словам; читаем образцовые ученические сочинения. 
Урок литературы… Он может начинаться с Пушкинской проповеди. Почему именно Пушкинской? Да потому что в поиске нравственных ориентиров нам нужен камертон, чистая нота, неоспоримый авторитет, на который можно опереться. В русской культуре таким человеком был и остается А. С. Пушкин. Пушкинские проповеди  составил бывший редактор учительской газеты Симон Львович Соловейчик, который ведет высокий диалог между учителем и учеником.
Начинается урок. Учитель говорит о вечных истинах: «О милости», «О милостыне», «О долге любви», «О милых сердцу», «Об уме и сердце» и т.д. Находятся слова поддержки для растерянных и отчаявшихся, уточняются нравственные ориентиры человеческой жизни. Послушали, помолчали, приступили к уроку. Какое красивое высокое слово слышат ребята от учителя! Какая глубина, сила, связь с жизнью! Учащиеся учатся жить, чувствовать, любить.
Известно, что в детстве все поэты. Значит, в обучении русскому языку больше опираться  на творческое начало ученика, возродить в школах литературно-поэтические, театральные кружки, гостиные, проводить викторины, КВНы, издавать рукописные журналы, готовить школьные радиопередачи о языке – тем самым мы поставим заслон жаргонизмам, штампам, ненормативной лексике, иноязычным заимствованиям. Сегодня русскому языку, как никогда, нужна наша поддержка, чтобы он остался на века великим и прекрасным.

Долг русского человека, каждого из нас – беречь и защищать свой язык. В суровом 1942 году А.А. Ахматова написала такие горячие, страстные слова:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
Пусть эти слова будут и нашей клятвой: сбережем, защитим русский язык!
 Автор Ландарская Валентина Михайловна, 
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
МОУ ДЯТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

1 комментарий :

  1. Здравствуйте уважаемые! Есть работы и статьи о живой сущности русского языка. Для возможности участия в кампании по защите русского языка представляю выдержку из статьи "Идеологии лжи". выложена на сайте Философский штурм http://philosophystorm.org/ideologii-lzhi-printsipy-organizatsii-ch-2

    "Слова живого языка, достигшие своей зрелости как понятия и категории, создают представления в сознании, и формы сотрудничества в соответствии с отношениями в физическом мире. В большей степени люди ими руководствуются интуитивно, как Голосом Совести, честью, достоинством и конечно истиной.
    Любая лживая воровская система поддерживается своей терминологией - слэнгом. Воровской жаргон существует в России как элемент обыденной культуры, которая поддерживается в обществе идеологией лжи. В системе управления государством, образования и науки внедрены искусственные термины, которые не имеют связи с живым языком, так как обладают высокой степенью неопределённости по содержанию. То есть, их можно наполнять различными признаками до бесконечности и безбоязненно, что кто-то напомнит об ответственности за их использование. Всякая лживая система паразитируют в живом языке, убивая в нём жизнь. Таковы причины появления мёртвых языков. Вот только небольшой перечень мёртвых слов:
    компетенция, иноватика, дорожная карта, технопарк, прорывная технология, единые профессиональные стандарты, профессиональные дефициты, новая модель образования, (управления, работы органа….), единые критерии, единые стандарты, единые требования (как способ утверждения единомыслия), многоступенчатость, формат и так далее, до бесконечности и уничтожения живого языка, как основы формирования разума и сотрудничества людей.
    У всех филологов необходимо отобрать их учёные степени и с привязанными пустыми консервными банками заставить прогуляться по улицам городов, а можно и по коридорам ВУЗов.
    Принцип№12 Система искусственно созданного языка формирует отношения кривозеркалья, из которой уже никому нет выхода.
    С уважением Николай Мигашкин, автор науки нормология.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...