<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Практикум. Создание сочинения-рассуждения

понедельник, 29 октября 2012 г.

Практикум. Создание сочинения-рассуждения


Работа над текстом

1. Прочитайте текст.

(I)  Море таит грозную опасность для человека. (2) Каждый год тысячи людей оказываются за бортом против своей воли. (3) Но что особенно печально, многие из них умирают, уже добравшись до спасательных лодок, плотов, погибают, имея запасы воды и пищи.


(4) Что же послужило причиной их преждевременной гибели?

(5) В истории сохранилось свидетельство о драматической судьбе экипажа флагманского фрегата «Медуза». (6) Французский корабль, которым командовал бездарный флотоводец, сел на мель в шестидесяти милях от берегов Мавритании. (7) Часть команды разместилась в спасательных шлюпках, для остальных соорудили плот. (8) В центре его укрепили мачту с парусом. (9) Здесь же привязали
канатами пять бочек с вином и ящик с продовольствием. (10) Океан штормило, нелегко было удержаться на скользких бревнах.

(II)  В первую же ночь двадцать человек упало в море, и никто даже не попытался им помочь. (12) Весь день то вспыхивали, то затихали ссоры, перешедшие к вечеру в настоящий бунт. (13) По- степенно матросы начали терять голову, людей охватило какое-то безумие. (14) Одни, упав на колени, взывали к Богу. (15) Другие, обессиленные страхом, ползали по палубе, кусая друг друга за ноги. (16) Третьи с яростным воплем бросались на соседей.

(17)А когда наступил одиннадцатый день, озверевшие люди выбросили в море раненых, чтобы воспользоваться их скудными порциями пищи.

(18)Прошла еще одна страшная ночь, затем другая. (19) Когда утром тринадцатого дня плот заметили со спасательного корабля и обессилевших страдальцев одного за другим осторожно подняли на
борт, их оставалось всего семнадцать. (20) Семнадцать из ста сорока девяти! (21) И это всего за двенадцать дней! (22) При запасах, правда небольших, воды и пищи. (23) Нет, не жажда и не голод стали при -­
чиной их смерти. (24) Их убил страх. (25) Страх! (26) В нем разгадка. (27) Это он повинен в гибели людей в океане.

(28) Поддавшись страху, человек теряет способность управлять своими действиями. (29) Любую, даже самую незначительную труд­ность он превращает в проблему, зачастую непреодолимую. (30) И в то же время страх подавляемый и управляемый оказывается стиму­лятором его активности, сообразительности, обостряет восприятие, умножает физические силы.

(31) Как говорил Оноре де Бальзак, «страх — явление столь сильно и болезненно действующее на организм, что все способно­сти человека достигают либо крайнего напряжения, либо приходят в упадок». (32) А бесстрашный путешественник Вальтер Бонатти считает: «Бывает два рода страха — контролируемый страх и бескон­трольный. (33) Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться тебе, и пытаешься избежать их. (34) В этом случае всегда найдешь выход. (35) А бесконтрольный страх — это просто паника».

(36) Но как доказать эту истину маловерам и откровенным про­тивникам этой идеи? (37) Как вселить мужество в сердца тех ты­сяч людей, что оказались волею случая на утлых лодочках и плотах среди безбрежного океана? (38) Как убедить их в успешном исходе борьбы? (По Г. Воловичу)


2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

1)    Какое высказывание искажает смысл текста ?

а)  Страх, парализующий волю, может погубить человека, превратить его в животное.

б) История корабля «Медуза» доказывает, что мужество, несгибаемая воля и любовь к жизни помогли морякам выстоять в поединке со смертью.

в)  Контролируемый  страх  помогает человеку мобилизовать силы для борьбы с опасностью.

г)  Людей губит не отсутствие пищи, а отсутствие мужества, неверие в свои силы.

2)    В каких предложениях говорится о реакции человека, которого поглотил страх?

а) 2;       6)29;       в) 30;       г) 31.

3)    Определите стиль и тип речи текста.

а) Художественный, описание и рассуждение;

б) публицистический, рассуждение и повествование;

в) научно-популярный, рассуждение и описание;

г)  научный, повествование и описание.

4)    Значение какого слова определено неверно ?

а)  Стимулятор — то, что активизирует деятельность;

б)  паника — неудержимый страх;

в) флагманский — используемый для парадов;

г) утлый — ненадежный, некрепкий.

5)   В каком предложении есть фразеологизм со значением «утратит самообладание» ?

а)3;       6)13;       в) 30;       г) 31.

6)   На использовании какого приема основывается выразительность оборота: «Их убил страх» ?

а) Метафоры; б) метонимии; в) гиперболы; г) перифраза.

7)   Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста ?

а) Эллипсис («При запасах, правда небольших, воды и пищи»);

б) эпитеты («озверевшие люди», «с яростным воплем»);

в) восклицание («Страх!»);

г)  антонимы («подавляемый» — «управляемый»).

8)   С какой целью автор текста приводит суждения французского писателя Бальзака и путешественника Бонатти ?

а) Сделать свои выводы более аргументированными;

б) заинтересовать читателя;

в) усилить эмоциональную выразительность;

г)  развеять привычные представления о природе страха.

9)   В каком высказывании наиболее точно отражена главная мысль текста?

а) Человек не способен противостоять могучей стихии страха, поэтому следует избегать необдуманного риска.

б) Море — это воплощение свободы, безграничной мощи, и оно никогда не покорится человеку.

в) Главный враг человека — это природа, в борьбе с ее слепыми силами выковывается дух человека, проявляется его дерзкая отвага.

г)  Любовь к жизни, могучая воля, вера — вот что помогает человеку выстоять в страшном поединке со смертью.

10) Какое высказывание можно было бы использовать в качестве эпиграфа к этому тексту?

а)  Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А. Маклин).

б) Страх имеет над нами более власти, нежели надежда (Э. Кондильяк).

в) Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего (Сенека).

г) Лучше страшный конец, чем бесконечный страх (Ф. Шиллер).

Создание сочинения-рассуждения

Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту 

1.   Вступление.

(Используем для моделирования прием «Ключевое слово».) Каждый из нас когда-нибудь испытывал страх. Нас пугает кромешная тьма,      , высота, рычание собаки, резкий окрик... В этот момент сердце начинает учащенно биться, мысли путаются, не знаешь, что делать.

2. Формулировка проблемы исходного текста.

 (Сформулируйте основные вопросы,, которые обозначают проблему исходного текста.) Что же такое страх? Откуда он берется? Как человеку с ним   ? На эти вопросы ищет ответы Г. Волович в своем тексте.

3 Комментированный пересказ исходного текста.

В самом начале автор рассказывает драматическую историю флагманского фрегата «   ». Корабль потерпел крушение, и, чтобы спасти людей, часть экипажа разместили на плоту. Когда через   ----------- -            дней спасательный корабль обнаружил плот, в живых осталось всего         человек. Семнадцать из       ! Что же погубило моряков, у которых была вода и пища? На этот вопрос автор дает короткий и однозначный ответ: «Их  убил_____________________

Эта история показывает, к каким гибельным последствиям может привести человека панический страх. Но если человек научится   ------------свои чувства, то страх поможет ему найти новые силы, станет «стимулятором» активности.

4.Авторская позиция

Автор стремится показать актуальность поднятой им проблемы, и эта цель определила отбор речевых средств. Автор использует восклицания (предложения____ ,   ), парцелляцию (предложение        ), чтобы передать живое авторское чувство. Вопросительные       предложения (предложение _) и  вопросы (предложения

из последнего абзаца) помогают показать сложность поставленной проблемы, интонационно выделить наиболее значимые моменты в развитии главной мысли. Метафоры («их убил страх»), эпитеты

____________ ночь», «______________ опасность»), фразеологизм («    голову») придают тексту яркую образность. Цитаты помогают автору сделать свои выводы более аргументированными.

5. Аргументация собственного мнения.

6.Заключение. Главная мысль.

(Приведите цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.) «Чтобы родиться, жить и умереть, надо много         !» — писал английский прозаик А. Маклин. (Соотнесите смысл

высказывания с содержанием исходного текста.) Эти слова, как мне кажется, наиболее (в- Ьярко; полно; точно) отражают главную мысль этого текста. (Ключевое слово в высказывании А. Маклина «жизнь». Раскройте его смысл.) Жизнь есть (в-1: яростная; беспощадная; упор­ная; бесконечная) борьба против холода и голода, против лени и пас­сивности, против смерти и (на последнее место поставим ключевое слово исходного текста) страха. Победить в этой борьбе человеку по­могают мужество, вера в свои силы, любовь к жизни.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...