<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Способы моделирования вступления к сочинению-рассуждению ЕГЭ часть 2

четверг, 25 октября 2012 г.

Способы моделирования вступления к сочинению-рассуждению ЕГЭ часть 2


Очень часто ребята  не знают, как начать свою работу. Наибольшую трудность вызывает у выпускников именно начало сочинения-рассуждения по исходному тексту.   

Существует несколько способов моделирования вступления:
приёмы, которые просты в исполнении, но позволяют проникнуть в содержание исходного текста и дают возможность учащемуся выразить личное отношение к прочитанному в тексте.

Данный материал может быть использован как  на отдельном уроке , так и на факультативном занятии и ли консультации при подготовке к ЕГЭ, поскольку целью занятия является знакомство и разбор нескольких способов моделирования вступления.


                             Основные этапы работы.

I.Работа с исходным текстом  «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».

1.      Прогнозирование:

    А) что такое одиночество? Попробуем его нарисовать;

    Б)  построение ассоциативного ряда к понятию «одиночество».

        2.  Погружение в текст. Маркирование.

                                 ?- непонятно, сложно

                                 !-  важно, интересно

                            П – противоречие

                                 N – не согласен



     Вы заметили на окнах пермских трамваев коротенькие изречения- афоризмы? Думаю, они появились не случайно. В каждом из них – тайна. Пассажиров они как будто ловят за рукав, заставляют отвлечься от повседневности и подумать о вечном.

     Вот и перед нами  коротенькая строка. Вслушайтесь: «одиночество»… - три открытых гулких «о», как звучание пустоты.

        Чем дальше идёт человечество по пути прогресса, тем более одиноки люди. В одном современном высотном доме народу живёт больше, чем в целой деревне.  Но мы почему-то лучше знаем в лицо Бен Ладена, а не соседа по лестничной клетке. Почему? Люди ленивы, нелюбопытны, нуждаются в защите. Разве не так?

       Человек рождается в мир. Маленькая вселенная загорается внутри огромной вселенной. Бесцеремонное вторжение губит хрупкий человеческий космос, норовит раздавить, уничтожить . Впустить мир  в себя- страшно, не изменяться  вовсе- смешно.

       Что же делать? Строить стену. И внутрь только по пропускам. Вспомните, совсем недавно не отдельные люди, а целые страны строили стены.

        Вы скажете, что человек за стеною одинок и несчастен. Я думаю, не всегда. В одиночестве есть своя поэзия. Одиноки мечтатели и поэты . Одиноким  романтиком может быть и простой человек. И это одиночество плодотворно. У многих из нас есть  «время ночь» , когда мы остаёмся наедине с собой и  осознаём себя в мире.

         Но есть и другие одиночества. Есть одиночество страдальческое ( в горе или болезни),  есть и воинствующее. А как бесконечно, трагически одинок Раскольников, Понтий Пилат…

          Говорят, «один человек умирает, а жить он один не может». Не бывает абсолютной  истины  и  абсолютного  одиночества тоже.

            Что же остаётся? Видимо …                   

3. Работа с условными обозначениями. Общее обсуждение маркированных работ.

4. Выявление и формулировка проблемы. Её комментарий.( проблема одиночества; одиночество – это позитивное состояние или негативное?)

               Однозначно ли комментируется проблема одиночества  автором ?

            страх                                                        О             свой мир
          лень                          Д                 безопасность
       страдание                           И                    творчество
         эгоизм                     Н              романтика

                 Сразу ли автор в своём тексте обращается к заявленной проблеме? Обратимся к вступительной части авторского текста ( это первые два абзаца ). А теперь представим, что нужно написать сочинение-рассуждение по данному тексту, как бы вы его начали? (3- 4 предложения). Нежелательно использовать конструкции: «Я прочитал этот текст и …»,  «Автор этого текста призывает…», « Познакомившись с текстом…».         
II.       Работа с дидактическим материалом.
1.       Соотнести названия приёмов моделирования вступления с текстами самих вступлений. Определить характерные признаки каждого приёма.
                                                   
Схема    «Именительный темы».
1.Запишите ключевое слово.
2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3.Сделайте переход к теме исходного текста.

                      Схема    «Вопросы-стимулы».
                     1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста.
                     2. Объясните, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

               Схема   «Картина».   
                    1.Запишите три –четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощённому в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
                   2. Сделайте переход к исходному тексту.

                     Схема  «Название».
                 1.Прочитайте исходный текст. Самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название       воплощало главную мысль. 
                 2.Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
                                                                    
                                                                ТЕКСТ № 1
Путешествие с Алисой в Стране чудес. Помощь Робинзону в освоении необитаемого острова. Борьба с тёмными силами вместе с Гарри Поттером. Неужели только в детстве содержание книг воспринимается особенно ярко и эмоционально?... Об этом  пытается порассуждать  автор текста.

                                                                      ТЕКСТ № 2
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг никого? Почему тебя никто не хочет выслушать? Почему часто каждый занят только собой? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти автор в своём тексте… 

                                                                       ТЕКСТ №3
Дом… Это граница, заслон от всего внешнего и чужого, опасного и нежелательного. Если вдуматься, любой наш дом- это совокупность вечных символов (порог, кров, окно, дверь, стена), возникших с осмыслением образа границы. Но, с другой стороны, именно дом связывает человека с внешним миром.  Автор с новой силой заставляет нас ощутить глубину и важность этого понятия.
                                                                       ТЕКСТ № 4
«Я почитаюсь загадкою для всех…» .Именно так можно озаглавить данный текст. Именно так писал в своём письме к матери Н. В. Гоголь. Эпитет «загадочный» часто применяется к Гоголю-художнику: мы часто говорим «загадочное произведение», «загадочное творчество». Так в чём же загадка Николая Васильевича?... 

2.       Рефлексия.  Сравните данные тексты и приёмы с вашими  вступленияими.  Прокомментируйте, что удалось сделать, какие ошибки были допущены, насколько грамотно вам удалось начать свои работы.
Какой из четырёх  приёмов наиболее приемлем для моделирования вступительной части сочинения-рассуждения к данному тексту?  
             3 .    Попытайтесь применить его и напишите вступление  к тексту «Люди одиноки,   
                   потому что вместо мостов они строят стены».

III.              Выход на следующий этап работы.
 Написать вторую часть сочинения-рассуждения : сформулировать и прокомментировать позицию автора по данной проблеме (пользуясь материалами   «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ  (часть С) по русскому языку»).

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...