<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Качество нашего образования неуклонно стремится вниз

вторник, 15 июля 2014 г.

Качество нашего образования неуклонно стремится вниз

Источник: ИТАР-ТАСС.  

     Экзаменационные задания британских школ против ГИА и ЕГЭ
ИТАР-ТАСС предлагает российским школьникам поупражняться в решении экзаменационных заданий для поступления в частные британские школы.
Согласно последним данным международной программы по оценке качества обучение PISA Россия занимает 34 место в общем рейтинге государств-участников. Судя по заветной 27-й позиции в первый год тестирования (в 2000-м году) качество нашего образования неуклонно стремится вниз. Возникает закономерный вопрос: в чём причина? Некачественные программы? Отсутствие мотивации учеников? Или ещё какой-то секретный компонент, которого не хватает, чтобы, как некогда, гордо говорить: «у нас самая читающая страна в мире»? Правительство даже пошло на крайние меры – снижение порогового минимума ЕГЭ. Однако складывается впечатление, что подобные действия не только не будут способствовать улучшению качества образования, а наоборот, забьют в крышку гроба последний гвоздь.
Так ли сложны задачи ГИА и ЕГЭ, чтобы закрывать глаза на неспособность школьников с ними справиться? Мы проанализировали несколько примеров вступительных экзаменов в частные школы Великобритании, чтобы сравнить уровень требований к знаниям иностранных учеников и наших юных соотечественников. Возможно, под занавес адекватной оценки выпускников это поможет понять, что мы теряем после введения правительством превентивных мер, которые не лечат болезнь, а только пытаются скрыть её.

Источник изображенияflickr.com  
Итак, недавно на сайте ИТАР-ТАСС были опубликованы примеры экзаменационных заданий для поступления в частные британские школы. Разбег материалов, представленных широкой общественности – от тестов для ребят, оканчивающих начальную школу (10 лет), до вступительных испытаний в Secondary School (12 лет) и экзаменов для поступающих на подготовительные курсы A-levels (15 лет). Все блоки рассчитаны на определённое время выполнения, которое зачастую не превышает часа и сводит на нет иллюзорную простоту заданий. При этом минимальный порог успешности прохождения теста составляет 80% (сравните с нашими новыми 24 баллами для сдачи ЕГЭ).
Впрочем, не стоит торопиться говорить о простоте. Так, например, в материалах к экзаменам поматематике для школьников 12 лет (в Великобритании такие экзамены имеют пометку «13+») встречаются такие задачки:
1. Даны треугольники ABC и PQR.
(А) Опишите преобразование треугольника ABC в PQR.
(Б) Треугольник ABC поворачивается на 90 ° против часовой стрелки относительно оси координат (0, -1). Нарисуйте преобразованный треугольник.
2. На рисунке изображён сектор круга с радиусом x см и центром в точке OPQ - дуга окружности.
Угол POQ = 120˚.
Запишите выражение отношения Pi и x для:
(А) площади этого сектора;
(Б) периметра этого сектора.
3. Разложите на множители: 9x2 – 6x + 1.
Как видите, первые два задания требуют пусть не слишком глубоких, но всё же знаний по геометрии. В то время как в шестых классах российских школ в рамках математики дети изучают примитивные арифметические действия, десятичные и обыкновенные дроби, а из геометрии знают только точку, отрезок, луч и прямую (в лучшем случае). Традиционно разделение математики на алгебру и геометрию происходит у нас лишь в 7-м классе, а серьёзное изучение геометрических понятий, фигур и их движения, а также решение задач с дугами окружности начинается только с 8-го класса. Что же касается разложения многочленов на множители, с этим дети сталкиваются также не раньше 7-го класса. Поэтому смело можно говорить о том, что с британскими экзаменами «13+» наши школьники вряд ли справились бы. Впрочем, задачи вроде «черепаха движется со скоростью» здесь тоже встречаются, но рядом с ужасающими графиками они вряд ли бы обрадовали 12-летних детей.
Или, например, экзамен по физике, на выполнение которого отводится 40 минут, включает вот такие астрономические задачки:
В ответе на каждый вопрос запишите свои вычисления, а затем обведите правильный ответ.
1. Закон Стефана заявляет, что выходная мощность (в ваттах) звезды прямо пропорциональна её температуре (в градусах Кельвина), возведённой в четвёртую степень, т.е. P α T4. Известная звезда имеет выходную мощность 10x1027 и температуру 9000K. Какую мощность, по вашему мнению, подобная звезда имела бы при температуре 4500К?
Варианты ответа: а) 5x1027 Вт; б) 2.5x1027 Вт; в) 1.25x1027 Вт; г) 6.25x1026 Вт.
Конечно, для знающих нужную формулу не составит труда с этим справиться, однако, если судить по российской программе, загадки квантовой физики становятся известны нашим ученикам не раньше 11-го класса (17 лет), в то время как программа британских экзаменов рассчитана на 15-летних подростков.
Что касается других предметов, с ними дела обстоят проще. Задания вступительных экзаменов поестествознанию для учеников, завершивших общее образование и поступающих на подготовительные курсы, вполне доступны любому прилежному девятикласснику. Сразу оговоримся, что как такового предмета «естествознание», объединяющего в себе достижения нескольких наук и направленного на формирование единой картины мира, у нас в программе нет. Курс природоведения, введенный в 5-м классе, преследует куда более скромные цели – познакомить детей с окружающим миром и подготовить их к изучению биологии и географии. Тем не менее, сведений, которые ученики получают в рамках курсов математики, биологии, химии и физики могло бы хватить, чтобы пройти подобное испытание в британской школе:
1. Подчеркнуть слово, номер или фразу, которая правильно завершает каждое предложение:
А) Автомобиль едет по дороге со скоростью 90 км/час. Через 40 минут он преодолевает:
36 км; 45 км; 60 км; 67 км.
Б) Устройством, которое преобразует звуковую энергию в электрическую, является:
лампа; громкоговоритель; микрофон; двигатель.
В) Квадратный метр (м²) включает следующее количество квадратных сантиметров (см²):
1 000 000; 10 000; 100; 0,01.
Г) Магнит будет притягивать:
алюминиевую фольгу; медную монету; железный прут; цинковый лист.
2. Ниже изображён деревянный брусок.
А) Рассчитайте объём блока.
Б) Масса блока 70г. Вычислите плотность древесины по формуле «плотность = масса/объём». Напишите правильную единицу измерения вашего ответа.
В) Как вы думаете, этот блок останется на поверхности или начнёт тонуть при нахождении в воде? Поясните свой ответ.
Г) На Земле 100г блока весят 1N. Что за единица измерения представлена в вопросе?
3.. Вопросы газообмена. На картинке, представленной ниже, изображены два листа со стрелками, указывающими на определённые вещества, которые поглощаются и выделяются ими. Один лист показан в обычных условиях, а другой – в ночное время.
А) На схеме листа А показано, что углекислый газ поглощается и выделяется. По вашему мнению, CO2 будет больше поглощаться растением или выделяться из него?
Б) Какой из листов изображён в дневное время?
В) Определите, что за газ кроется под X?
Г) Через какие структуры газ проникает в лист и покидает его?
Д) Показано, что вещество Y вышло из растения. Через какие части растение выделило его?
А вот несколько экзаменационных заданий по химии для пятнадцатилетних учеников:
На рисунке изображена кристаллическая решётка хлорида натрия. Температура плавления – 801°C.
1. На основе рисунка решётки хлорида натрия объясните, почему:
А) хлорид натрия имеет достаточно высокую температуру плавления;
Б) твёрдый хлорид натрия плавится лишь при сильном нагревании;
В) расплавленный хлорид натрия проводит электричество.
2. Хлор, водород и гидроксид натрия получают путём электролиза раствора хлорида натрия.
А) Какой газ получился в результате электролиза раствора хлорида натрия:
1) Газ А;
2) Газ B.
Б) Опишите ход эксперимента, который вы могли бы произвести в школьной лаборатории, чтобы определить, какой газ – хлор.
В) Хлор используется для очистки воды для питья и в плавательных бассейнах. Почему?
Г) В эксперименте студент собрал 24 см3 газообразного хлора, Cl2, при комнатной температуре и давлении. Рассчитайте массу этого объема газа. (Относительная атомная масса Cl = 35,5. Объём относительной массы любого газа при комнатной температуре и давлении составляет 24 литра).
По идее, такие задачи не должны вызывать трудности и у наших школьников: молекулярные формулы в органической химии и электролиз изучаются с 9 класса. Но если посмотреть на задания российской государственной итоговой аттестации и попробовать сравнить с английским аналогом, в глаза бросится прикладной характер последних вопросов. Задания нашего ГИА в большей степени направлены на усвоение теоретических знаний («Какое вещество не является электролитом?», «Какой состав не проводит электрический ток?», «При какой электролитической диссоциации образуются хлорид-ионы»? и т.д.), без какой-либо попытки приблизить задачи к жизни – хотя бы на уровне моделирования лабораторного эксперимента.
Такая ситуация повторяется и с биологией. Вопросы, формулируемые в методичках британских школ, больше ориентированы на умение анализировать бытовые ситуации и применять знания в жизни. Например, задания по биологии обращаются к таким проблемам как вред курения или вариантам полезного использования фотосинтеза.
1. На картинке представлена выдержка из антитабачной брошюры.
А) Приведите примеры двух заболеваний, которые могут получить дети, вдыхающие дым от курящих родителей.
Б) Используя информацию из отрывка, расскажите, почему основной поток дыма менее опасен.
В) Объясните наиболее полно, почему для многих людей оказывается очень трудно бросить курить.
2. На графике видно, как интенсивность фотосинтеза зависит от различных условий.
А) Какие закономерности можно вывести из этого графика?
Б) Насколько полезной могла бы быть эта информация для цветовода, использующего теплицы?
Да, эти знания доступны нашим школьникам. Более того, в 9 классе детям уже известны многие данные из ботаники и антропологии, но сам характер вопросов представляет их как нечто предельно теоретическое и не затрагивающее нашу повседневность. Вот несколько примеров из ГИА по биологии: «В какой области биологии была разработана клеточная теория?», «Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?», «Какие методы используются при изучении наследственных болезней человека?» и т.д.
Возможно, излишняя формализация образования и оторванность информации от реалий жизни – одна из тех проблем, которые привели в итоге к плачевным результатам сдачи ЕГЭ в этом году. И пусть Великобритания – не та страна, на которую стоит ориентироваться, ведь согласно данным PISA уровень образования в Британии имеет негативную динамику (если в 2000-м году туманный Альбион занимал в рейтинге 7-е место, то в 2012-м году уровень образования оказался на 26-й позиции). Всё же нам есть чему поучиться у них. Даже у них.
Источник: ИТАР-ТАСС.  

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...