<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Учимся писать часть 2 (задание 25)

вторник, 27 ноября 2012 г.

Учимся писать часть 2 (задание 25)


Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения
(часть 2 ЕГЭ)
1(1) Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.
(3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

(4) Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (5) Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (6) Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составлять для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. (7) Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. (8) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. (9) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. (10) Составлять для себя программы чтения нелегко, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. (11) Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
(12) «Скоростное чтение» создаёт видимость знаний.
 (Д. С. Лихачёв)



Российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. Родился в 1906 в Петербурге, в семье инженера.  1928 - окончил Ленинградский университет, защитив два диплома - по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928 - 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 - 1932 находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как "ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР". 1934 - 1938 работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова "Обозрение русских летописных сводов" и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы в Ленинградского института русской литературы (Пушкинский дом), где с 1938 вел научную работу. 1941 - защитил кандидатскую диссертацию "Новгородские летописные своды XII века". В 1947 защитил докторскую диссертацию "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI вв.". 1946-1953 - профессор ЛГУ. 1991 - академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). 1986 - 1991 - председатель правления Советского фонда культуры, 1991 - 1993 - председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969). 1986 - Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).
Среди произведений - "Национальное самосознание Древней Руси" (1945), "Русские летописи и их культурно-историческое значение" (1947), "Повесть временных лет" (1950, ч. 1,2), "Возникновение русской литературы" (1952), "Cлово о полку Игореве. Историко-литературный очерк" (1955, 2 издание), "Человек в литературе Древней Руси", (1958, 2 издание 1970), "Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России" (1958), "Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого" (1962), "Текстология. На материале русской литературы Х - XVII вв." (1962), "Поэтика древнерусской литературы" (1967, 2 издание 1971), "Художественное наследие Древней Руси и современность" (1971, совместно с В.Д. Лихачевой), "Развитие русской литературы X - XVII вв. Эпохи и стили"(1973), "Заметки о русском" (1981), "Прошлое - будущему" (1985).
 
                          ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ

1. Какое название отражает тему текста? 
1.     Развитие.
 2. Чтение - основа интеллектуального развития.
3. Эффективное чтение.
 4. Программа чтения.
2.     Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной  проблеме текста.
3.     Д.С. Лихачёв - выдающийся учёный и мыслитель. В данном тексте он ставит проблему: какова роль чтения.
4.     Даже самые развитые люди убеждены, что читать – значит жить духовной жизнью. Что такое чтение? Об этом размышляет Д.С.Лихачёв.
5.     Текст посвящён проблеме составления программы чтения.
6.     Могут ли книги повлиять на интеллектуальное развитие человека?
- Да, - утверждает Д.С.Лихачёв, выдающийся учёный и  известный мыслитель. Интеллектуальное развитие человека – « его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой», и чтение – основа этого развития.
3. Вычеркните из предложенных вариантов характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.
1. Важная  2. Спорная  3. Актуальная  4. Серьёзная 
4. Выберите из списка произведений те, в которых герои говорят о пользе или вреде чтения.
1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
3. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
4. Н.А.Островский. «Гроза».
5. Найдите формулировку проблемы текста, в которой нет грамматических ошибок.
1. Автор рассматривает проблему того, что «каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии».
2. Автор анализирует проблему о трудности составления программы чтения.
3. Проблема интеллектуального развития, о которой затронул автор, очень актуальна.
4. В тексте поднимается проблема необходимости чтения как основы интеллектуального развития.
6. Какое средство помогает автору добиться эффекта доверительного разговора с читателем?
1. сравнительные обороты;
2. вставные конструкции;
3. градация;
3. анафора.
7. Прочитайте следующие статистические данные:
1       Главную мысль текста умеют выделить только 71% школьников,
2       найти заданную информацию – 77%;
3       понимают связность и последовательность событий лишь 63% старшеклассников!
Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?
1.     «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии».
2.     «Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение».
3.     «Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы».
4.     «Книга развивает наш язык. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие».
8. М. Горький писал: «Всем лучшим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
1       Я не исключаю о том, что чтение по программе поможет стать более грамотным.
2       Убедительная просьба тех, кто имеет хорошую программу чтения, поделиться ею.
3       Мы всё чаще убеждаемся о том, что читать стали меньше.
4       Моё мнение на эту проблему однозначно: читать необходимо!
10. Найдите нарушение этических норм в фрагменте сочинения.
Конечно, кто из нас не хочет стать интеллектуалом? Весь вопрос только в том, как этого достичь. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берёт, утверждая, что только книги могут помочь в интеллектуальном развитии человека. Его взгляд устарел. Он, наверное, не слышал ни об Интернете, ни о компьютере. Я считаю, что в наш век книги уходят на второе место.
11. Найдите фактические ошибки в следующих суждениях.
1. Автор утверждает, что чтение – главный и единственный способ интеллектуального развития.
2.     Интерес к чтению обусловлен процессом саморазвития человека.
3.     Нужно читать только то, что интересует тебя.
4.     Читать нужно по программе, жёстко следуя ей.
12. Д.С. Лихачёв утверждает:
 «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой».
Изложите свой взгляд, аргументировав его примерами из житейского опыта.


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...