<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Алгоритм выполнения задания 15

понедельник, 1 октября 2012 г.

Алгоритм выполнения задания 15

Грамматическая основа предложения

Чтобы выполнить задания типа 15 , необходимо знать строение грамматической основы предложения в целом , а также чем могут быть выражены её отдельные составляющие -подлежащее и сказуемое.
Рассмотрим алгоритм выполнения задания А9

Алгоритм выполнения задания 15

Какими же должны быть рассуждения при выполнении этого задания? Так оно было сформулировано в одном из КИМов ЕГЭ в этом году:
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


1) вода является (предложение 3) (Вода на Тритоне является прочной горной породой, способной образовывать горные хребты; метан, азот и другие газы представлены не только снегом и льдами, но и частицами песка…)
2) азот выносит (предложение 5) (Азот, пробившийся сквозь отверстия во льду, выносит пылевые частицы на высоту до 8 км, откуда они, снижаясь, могут распространяться шлейфами на расстояния до 150 км.)
3) газы представлены (предложение 3) (Вода на Тритоне является прочной горной породой, способной образовывать горные хребты; метан, азот и другие газы представлены не только снегом и льдами, но и частицами песка…)
4) частицы могут распространяться (предложение 5) (Азот, пробившийся сквозь отверстия во льду, выносит пылевые частицы на высоту до 8 км, откуда они, снижаясь, могут распространяться шлейфами на расстояния до 150 км).


1 ШАГ. Выделяем грамматические основы в каждом предложении.
№3. Вода на Тритоне является прочной горной породой, способной образовывать горные хребты; метан, азот и другие газы представлены не только снегом и льдами, но и частицами песка…
№5. Азот, пробившийся сквозь отверстия во льду, выносит пылевые частицы на высоту до 8 км, откуда они, снижаясь, могут распространяться шлейфами на расстояния до 150 км.


2 ШАГ. Проверяем себя, аргументируя своё решение, на примере предложения №3.
Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей.
1 часть.
Вода ― подлежащее. Является породой ― именное глагольное сказуемое. Почему? Потому что в этом предложении лексическое значение глагола-связки является ослаблено, главный упор ― на существительное породой. Кроме того, мы можем просто опустить глагол-связку: Вода на Тритоне ― прочная горная порода. Значит, грамматическая основа первой части бессоюзного сложного предложения ― Вода является прочной горной породой
Нам не предлагается такого варианта ответа. (Вода является ― не наш случай).
2 часть.
Грамматическая основа второй части БСП ― это подлежащее, выраженное однородными существительными, одно из которых ― словосочетание: метан, азот и другие газы представлены ― и одиночное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении.
Такого варианта ответа также нет. (Основа газы представлены была бы ошибочным выбором).
Значит, варианты ответов 1 и 3 ПОКА исключаем. (Почему «пока»? Нужно всегда оставлять право на ошибку. Часто бывает, что самоуверенность мешает выпускнику. Может оказаться, что к концу рассуждений все варианты ответов исключатся. Значит, учащийся должен вернуться к самому началу и пройти путь рассуждений снова).


3 ШАГ. Проверяем себя, аргументируя своё решение, на примере предложения №5.
Это сложноподчиненное предложение, где придаточная часть присоединяется в главной с помощью союзного слова откуда.

1 часть.
Грамматическая основа первой части ― азот выносит. Трудность в её определении заключается в том, что подлежащее и сказуемое разорваны причастным оборотом, для которого подлежащее является определяемым словом.
В задании есть ответ, предполагающий именно эту грамматическую основу в указанном предложении. Это ответ №2.
Казалось бы, правильный ответ найден и можно ставить крестик в бланке. Но если есть хоть малейшие сомнения, необходимо рассмотреть все оставшиеся грамматические основы.
2 часть.
Подлежащее они, выраженное личным местоимением 3 лица единственного числа. Сказуемое (составное глагольное) ― могут распространяться, выраженное вспомогательным глаголом могут и неопределенной формой глагола распространяться. Трудность в поиске этой грамматической основы заключается в том, что не все замечают личное местоимение, да ещё оторванное от сказуемого одиночным деепричастием. Кроме того, инфинитив составного глагольного сказуемого распространяться можно принять за дополнение. Это будет ошибкой, так как оба глагола в составе сказуемого обозначают действие, относящееся к одному субъекту действия: они.
Итак, правильный ответ все-таки ― №2. Его можно уже фиксировать на бланке ответов части А.

Трудные моменты определения грамматической основы предложения
Перечислим особые случаи выражения и структуры грамматической основы, которые чаще всего и становятся «виновниками» потери баллов при выполнении заданий части А и не только.
Подлежащее может быть выражено словосочетанием:
― В этом году тысячи выпускников закончат школу с золотой медалью.
― Теплоход «Сергей Есенин» отправляется в рейс в полночь (собственное имя).
― Помогали Родине в тылу от мала до велика (фразеологизм).

Подлежащим может быть относительное местоимение или наречие, если они присоединяют придаточную часть:
― Сегодня много пишут о проблемах ЕГЭ, который стал обязательным для всех выпускников российских школ.

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены однородными членами предложения.
― Он вспомнил уже, прислушался к смеху Дымова и почувствовал к этому человеку что-то вроде ненависти (Ч.)

Предложенное для разбора предложение может быть по структуре односоставным: иметь либо только подлежащее, либо сказуемое).
-- Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Составное глагольное или именное сказуемое нужно дифференцировать от простого глагольного сказуемого: обращать внимание на лексические связи в предложении.
― Он должен был уехать.
― Друг стал студентом.

Нельзя путать подлежащее и существительное в винительном падеже (прямое дополнение). Они пишутся и произносятся одинаково, что привносит сомнения при определении грамматической основы для многих учащихся.


Настроение поднял неожиданный телефонный звонок.
Где подлежащее, а где дополнение? Вдумываемся в лексический смысл предложения: кто или что сделал настроение хорошим? Что является предметом, производящим действие-сказуемое поднял? Звонок. Значит, это подлежащее, а настроение ― дополнение (поднял (кого? что?) настроение).
Прочное знание основной информации о главных членах предложения должно закрепляться выполнением тренировочных упражнений на определение грамматической основы.


Трудные моменты определения грамматической основы предложения

Перечислим особые случаи выражения и структуры грамматической основы, которые чаще всего и становятся «виновниками» потери баллов при выполнении заданий части А и не только.
Подлежащее может быть выражено словосочетанием:
― В этом году тысячи выпускников закончат школу с золотой медалью.

― Теплоход «Сергей Есенин» отправляется в рейс в полночь (собственное имя).

― Помогали Родине в тылу от мала до велика (фразеологизм).


Подлежащим может быть относительное местоимение или наречие, если они присоединяют придаточную часть:

― Сегодня много пишут о проблемах ЕГЭ, который стал обязательным для всех выпускников российских школ.


Подлежащее и сказуемое могут быть выражены однородными членами предложения.

― Он вспомнил уже, прислушался к смеху Дымова и почувствовал к этому человеку что-то вроде ненависти (Ч.)


Предложенное для разбора предложение может быть по структуре односоставным: иметь либо только подлежащее, либо сказуемое).

-- Семь раз отмерь - один раз отрежь.


Составное глагольное или именное сказуемое нужно дифференцировать от простого глагольного сказуемого: обращать внимание на лексические связи в предложении.

― Он должен был уехать.

― Друг стал студентом.


Нельзя путать подлежащее и существительное в винительном падеже (прямое дополнение). Они пишутся и произносятся одинаково, что привносит сомнения при определении грамматической основы для многих учащихся.

Настроение поднял неожиданный телефонный звонок.

Где подлежащее, а где дополнение? Вдумываемся в лексический смысл предложения: кто или что сделал настроение хорошим? Что является предметом, производящим действие-сказуемое поднял? Звонок. Значит, это подлежащее, а настроение ― дополнение (поднял (кого? что?) настроение).

Прочное знание основной информации о главных членах предложения должно закрепляться выполнением тренировочных упражнений на определение грамматической основы.


Дополнительно можно просмотреть материал "Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП" здесь

С

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...