<meta name="google-site-verification" content="sF03_WFf_C9qfwMVSNiFP9o2QGacKIoG1Ob8aO1sIj8" /> ЕГЭ - это ПРО 100 : Комментарий проблемы. Теория

среда, 26 сентября 2012 г.

Комментарий проблемы. Теория


Комментарий - рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
   Пересказа исходного текста или его части
   Рассуждений по поводу всех проблем текста
   Комментариев о действиях героев текста
   Общих рассуждений о тексте
Насколько актуальна проблема и почему
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с по­добной проблемой
Как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы
Есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадаю­щая с авторской
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Примерный план-вопросник для комментирования основной проблемы текста                            
                              (на примере текста Л. Жуховицкого).

Основная проблема статьи - проблема межнациональной розни.

К какой категории можно отнести эту проблему?
Какая это проблема?
Почему мы выбрали именно эти определения?
Что приводит к подобным страшным событиям?
Чем опасны националисты?
Почему для России эта проблема особенно актуальна?
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?
Традиционна эта проблема?
Кто из писателей, публицистов обращался к ней?
Как Жуховицкий заостряет внимание читателя на этой про­блеме?
Отвечая на эти вопросы, мы пытаемся понять, почему автор из множества проблем выбрал именно эту?

Нравственная, морально-этическая проблема.
Актуальная, злободневная, наболевшая проблема.
..., потому что в последнее время она является одной из центральных, проблем нашей жизни. Все чаще дает она о себе знать не только таким случаем, описанным Жуховицким, но и кровавыми столкновениями, убийствами.
Национализм - отвратительное проявление мнимого пре­восходства одной нации над другой.
Спекулируя на чувствах неприязни к другим национально­стям, на религиозных чувствах, националисты уверяют, что многие проблемы и неудобства в их собственной жизни возникают из-за мигрантов. Это приводит к разжиганию национальной розни.
В России проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к тра­гическим последствиям.
Россия веками традиционно складывалась как многонацио­нальное государство, славившееся своей единой многонациональ­ной литературой, культурой, наукой, интернациональными отноше­ниями (победа в Великой Отечественной войне - это заслуга всего многонационального народа).
Проблема традиционна, хотя и возникла в последние деся­тилетия, когда распался Советский Союз. Многие националисты видят причины экономических, социальных проблем именно в том, что «понаехало» слишком много людей из бывших союзных рес­публик.
Д. Лихачев, А. Солженицын. Их, как и Жуховицкого, воз­мущали проявления национализма, вызывали тревогу за судьбу страны и желание объяснить читателям последствия, к которым они могут привести.
Автор заостряет внимание на этой проблеме, рассказывая историю о наглом нарушении прав человека так называемой «кав­казской национальности». Эта история не может не вызвать чувства стыда и возмущения за подобные безобразные поступки, унизи­тельные для любого человека.
Далее переходим к позиции автора
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую пози­цию, то есть осознать и сформулировать:
   Что хотел сказать автор?
   Какова была цель его высказывания?
   Ради чего он все это написал?
   Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
   Чему учит текст?
Автор может относиться к изображаемому:
Положительно
Отрицательно (осуждающе, саркастически)
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически (с юмором)
Как может быть выражена авторская позиция?
Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках...) или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизо­дах, через художественные приемы и художественные детали...).
В художественных текстах позиция автора часто не выражается прямо. В таких случаях авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки... свое отношение к описываемому автор передает через пейзаж, интерьер. Авторское отношение помогают нам понять изобразительно-выразительные средства языка.
Типовые конструкции
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно Позиция автора по затронутым вопросам очевидна Основная (главная) цель (задача) автора заключается (со стоит) в том. что...
Автор, ссылаясь на... (приводя примеры), утверждает, что..
Рассуждая о..автор сожалеет о том, что...
Автор считает (полагает, утверждает), что...
Автор подводит читателя к выводу о том, что...
Автор заставляет читателя задуматься над ...
Автор отрицает, что...
Автор иронизирует над (кем, чем)
Автор осуждает (кого, что)
Автор (не) соглашается с ...
Автор полемизирует (с кем, по какому вопросу)

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...