Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель. Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: “На вопрос „чей ты сын?" надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца”. Давний урок чести стал принципом жизни и творчества. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга “Лицом к лицу”. Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории — Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аила. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: “дезертир”.
Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть “Джамиля”, опубликованная в журнале “Новый мир” в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви.После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем — в течение пяти лет — собственным корреспондентом газеты “Правда” в Киргизии.В 60-е годы писателем написаны повести “Верблюжий глаз”, “Первый учитель”, “Тополек в красной косынке”, “Материнское поле”. Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре повести. Появляются “Ранние журавли”, рассказывающие о трудном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагнули сразу во взрослую жизнь. Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. “Белый пароход” — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году.Философская повесть “Пегий пес, бегущий краем моря” затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны “И дольше века длится день” и “Плаха” — произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые “трудные” вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.В 90-е годы писателем опубликованы: повесть “Белое облако Чингисхана” к роману “Буранный полустанок”, романы “Богородица в снегах” и “Тавро Кассандры”. “Одна, но маленькая страсть” одухотворяет все, написанное Ч. Айтматовым,— любовь. В любви для его героев — все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье. А значит — и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби — и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце. Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,— а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,— даст самый лучший ответ.Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии.Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести “После сказки”, Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык.Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтматову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.
(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых
чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни
микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых
манипуляторов - просто в зале несколько приглушили свет.
(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели,
имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов.
(5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они - как безоружные
солдаты на поле боя.
(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое
полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то
казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела
общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.
(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в
группе, они запели. (11)И голоса взлетели...
(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье;
каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в
трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение
увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из
собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей,
изведанных человеком на его жизненном пути.
(14)Я не понимал и,
по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час,
что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым
певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных
побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших
во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и
прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность
музыки.
(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и
наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления
подумалось вдруг: откуда всё это в человеке - музыка, Песни, молитвы, какая
необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения
трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё
уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом
выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет
планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других
галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу
музыку и пение. (19)Жить после жизни - вот что неистребимо вложено в нас от
сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в
том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются
оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий
музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре
человечества.
(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё
будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за
которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков
сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.
(По Ч. Айтматову)
Жизнь,
смерть, любовь, сострадание и вдохновение—обо всем этом сказано в музыке,
которая способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души.
В тексте, автором которого является Ч.Айтматов,
раскрывается проблема потребности человека в музыке. Какая необходимость была и
есть в ней? Какую роль она играет в жизни человека?
Выдвигаемая
автором проблема глубоко философская, вполне актуальная в наше время.
Автор
рассказывает о концерте, который он посетил, и о эмоциях, которые испытал в
этот момент. Айтматов на собственном примере показывает нам, что музыка,
которую мы слушаем, словно исходит от нас, от наших собственных побуждений, от
накопившихся болей, тревог и восторгов: « Когда открытие делаешь для себя, все
в тебе согласно, и наступает просветление души».
С
автором сложно не согласиться. Музыка во
все времена оказывала мощное воздействие на душу человека, лечила её, помогала
лучше понять себя и окружающий мир.
Вспомним
повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Главный герой Петр Попельский был слеп, у него не было
друзей, но он брал силы для продолжения жизни из музыки, сочиненных им же
музыкальных композициях. Петр стал известным пианистом.
В
наше время молодежь привыкла к электронному громогласию. У каждого слушателя
свои предпочтения в музыке, ведь сейчас существует большое разнообразие
музыкальных направлений. Все они очень
отличаются друг от друга, но схожи в одном—дают толчок к творческому
воображению.
Я
тоже очень люблю музыку. Когда у меня плохое настроение или появляются какие-то
трудности, я включаю тихую мелодию и успокаиваюсь, ведь красивая музыка придает
силы и желание хорошо жить.
Л. Ю.
Комментариев нет :
Отправить комментарий