Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск - 3 августа 2008, Москва) — выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX—XX веков.
Бывший диссидент, в течение нескольких десятилетий (шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы XX века) активно боровшийся против коммунистического режима в России.
В последние годы жизни находился на консервативных позициях, являлся одним из духовных лидеров православно-патриотического движения.
Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий Семенович, погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать - Таисия Захаровна Щербак - из семьи богатого землевладельца. В 1925 (в некоторых источниках указан 1924) семья переехала в Ростов-на-Дону. В 1939 Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории (в некоторых источниках указаны литературные курсы МГУ). В 1941 Александр Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета (поступил в 1936).
В октябре 1941 был призван в армию, а в 1942, после обучения в артиллерийском училище в Костроме, oтправлен на фронт командиром батареи звуковой разведки. Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 9 февраля 1945 за критику действий И.В.Сталина в личных письмах к другу детства Николаю Виткевичу капитан Александр Исаевич Солженицын был арестован и 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В лагерях пробыл с 1945 по 1953: в Новом Иерусалиме под Москвой; в так называемой "шарашке" - секретном научно-исследовательском институте в поселке Марфино под Москвой; в 1950-1953 находился в заключении в одном из казахстанских лагерей. В феврале 1953 был освобожден без права проживания в Европейской части СССР и отправлен на "вечное поселение" (1953-1956); жил в ауле Кок-Терек Джамбульской области (Казахстан).
3 февраля 1956 решением Верховного Суда СССР Александр Солженицын был реабилитирован и переехал в Рязань. Работал учителем математики. В 1962, в журнале "Новый мир", по особому разрешению Н.С.Хрущева был опубликован первый рассказ Александра Солженицына - "Один день из жизни Ивана Денисовича" (переделанная по требованию редакции повесть "Щ-854. Один день одного зэка"). Рассказ был выдвинут на Ленинскую премию, что вызвало активное сопротивление коммунистических властей. В сентябре 1965 архив Солженицына попал в Комитет государственной безопасности (КГБ) и по распоряжению властей дальнейшее издание его произведений в СССР было прекращено: уже вышедшие произведения изымались из библиотек, а новые книги стали выходить в свет по каналам "самиздата" и за границей. В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 Александр Исаевич Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы, но от поездки в Стокгольм на церемонию вручения премии отказался, опасаясь, что власти не пустят его обратно в СССР. В 1974, после опубликования в Париже книги "Архипелаг ГУЛАГ" (в СССР одна из рукописей была изъята КГБ в сентябре 1973, а в декабре 1973 состоялась публикация в Париже), писатель-диссидент был арестован. 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр Солженицын был признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день.
С 1974 Солженицын жил в ФРГ, в Швейцарии (Цюрих), с 1976 - в США (недалеко от города Кавендиш, штат Вермонт). Несмотря на то, что в США Солженицын прожил около 20 лет, предоставления американского гражданства он не просил. С представителями прессы и общественности общался редко, из-за чего прослыл "вермонтским затворником". Критиковал как советские порядки, так и американскую действительность. За 20 лет эмиграции в Германии, США и во Франции опубликовал большое количество произведений. В СССР произведения Солженицына стали публиковаться только с конца 1980-х годов. В 1989, в журнале "Новый мир", состоялась первая официальная публикация отрывков из романа "Архипелаг ГУЛАГ". 16 августа 1990 указом президента СССР советское гражданство Александра Исаевича Солженицына было восстановлено. В 1990 за книгу "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын был удостоен Государственной премии. 27 мая 1994 писатель вернулся в Россию. В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.
Александр Исаевич Солженицын умер дома в Москве, в 23 часа 45 минут 13 секунд 3 августа 2008.
Поближе познакомиться с великим русским писателем и деятелем можно здесь
Исходный текст
Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела...
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
(А.Солженицын)
Модель сочинения-рассуждения по тексту А. Солженицына
«Не стоит село без праведника», - так гласит
народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она становится
проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству
окружающими. Писатель обращает внимание на эту проблему, потому что она
относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.
|
К1. Формулировка проблемы исходного
текста
|
Автор,
описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность
окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка,
муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была
бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.
|
К2. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста
|
Подняв
эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она
касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и
бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши,
эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее,
при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.
|
К3. Отражение позиции автора исходного
текста
|
Я
согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями
как в жизни, так и в литературе.
Авторскую позиция подтверждает пример
Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника,
замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена
пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя
в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони - образ истинной христианки
и праведницы.
Матрениной безответностью и миролюбием
обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось
все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе
злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как
и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги
отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок
о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим,
только после его смерти.
|
К4.Аргументация экзаменуемым собственного
мнения по проблеме
|
Праведность, бескорыстие, любовь к
ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и
бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над
своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их
заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой
души.
|
Заключение
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий