В связи с новыми требованиями к части С сочинение должно
рассматривать исходный текст в 4-х аспектах:
- Проблема, поставленная в исходном тексте.
- Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
- Авторская
позиция.
- Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
Во-первых, проблем в одном тексте может
быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И
комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили
вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор
размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская
позиция. Желательно, чтобы слово «проблема» (вопрос)
прозвучало в самом начале вашего текста.
Во-вторых, комментарий от простого
пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои,
а в комментарии, что делает автор.
В-третьих, необходимо четко
сформулировать авторскую позицию. Она может быть заявлена прямо в каком-либо
предложении предложенного для анализа текста, а может прочитываться благодаря
подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо, подчеркнув,
на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно, чтобы
освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту. Поэтому
нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его мнение о
поднятой проблеме и путях ее решения.
Что касается собственного мнения, оно
должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не
должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие
авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти,
вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные
ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и
убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали,
доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на
ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы
доказываете приведенным примером.
NB! Как аргумент может быть рассмотрена
аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от
авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже
развивали эту же тему.
Перед тем как начать сочинение важно
внимательно прочитать исходный текст (очень часто ошибочная трактовка возникает
вследствие невнимательного чтения).
Определим тип и
стиль речи текста.
Обозначим
проблему (сформулируем основные вопросы, над которыми размышляет автор).
Для понимания
текста можно исходить из классического строения абзаца: первое предложение –
абзацный зачин (формулируется тема), второе – главная абзацная фраза – идея
абзаца, далее – комментирующие примеры, имена, цифры, далее – вывод. При работе
можно прямо в тексте подчеркивать ключевые фразы.
Как обозначить проблему и с чего начать?
Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления (1-2 предложения). Но
возможно и такое довольно банальное начало: В своей статье (рассказе, тексте)
автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на
всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему
(говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…) «Статья
посвящена рассмотрению (решению) вопроса...». Можно
начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной
фразой: Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении)….
При комментировании можно ответить на
следующие вопросы:
- К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?
- Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?
- Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?
- Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).
- Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь))?
- Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?
- Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать.
Позиция автора особенно отчетливо
проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать), подборе фактов
(языковых средств)… (Позиция автора становится очевидной, если мы обратим
внимание на такую, например, деталь).
Здесь важно отметить, что вся работа
должна рассматривать заявленную в самом начале сочинения проблему.
Я
(не) разделяю точку зрения автора (позиция автора близка (понятна) мне, но… В
чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…. Проблема
глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы). Я разделяю
негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… Мне приходит на ум история,
услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой
на источник информации). Косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…
Учтите, что каждый аргумент нужно
начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами.
Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых,
во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах
тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
Комментариев нет :
Отправить комментарий