Очень часто ребята  не
знают, как начать свою работу. Наибольшую трудность вызывает у выпускников
именно начало сочинения-рассуждения по исходному тексту.   
Существует несколько способов моделирования
вступления:
 приёмы, которые просты в исполнении, но позволяют проникнуть в
содержание исходного текста и дают возможность учащемуся выразить личное
отношение к прочитанному в тексте. 
Данный материал может быть использован как  на отдельном уроке , так и на факультативном
занятии и ли консультации при подготовке к ЕГЭ, поскольку целью занятия
является знакомство и разбор нескольких способов моделирования вступления.
                            
Основные этапы работы.
I.Работа с исходным текстом  «Люди одиноки, потому что вместо мостов они
строят стены».
1.     
Прогнозирование:
    А) что такое одиночество?
Попробуем его нарисовать;
    Б)  построение ассоциативного ряда к понятию
«одиночество».
        2. 
Погружение в текст. Маркирование.
                                 ?- непонятно, сложно
                                 !- 
важно, интересно
                            П – противоречие
                                 N – не согласен
    
Вы заметили на окнах пермских трамваев коротенькие изречения- афоризмы?
Думаю, они появились не случайно. В каждом из них – тайна. Пассажиров они как
будто ловят за рукав, заставляют отвлечься от повседневности и подумать о
вечном.
    
Вот и перед нами  коротенькая
строка. Вслушайтесь: «одиночество»… - три открытых гулких «о», как звучание
пустоты.
        Чем дальше идёт человечество по пути
прогресса, тем более одиноки люди. В одном современном высотном доме народу
живёт больше, чем в целой деревне.  Но мы
почему-то лучше знаем в лицо Бен Ладена, а не соседа по лестничной клетке.
Почему? Люди ленивы, нелюбопытны, нуждаются в защите. Разве не так?
      
Человек рождается в мир. Маленькая вселенная загорается внутри огромной
вселенной. Бесцеремонное вторжение губит хрупкий человеческий космос, норовит
раздавить, уничтожить . Впустить мир  в
себя- страшно, не изменяться  вовсе-
смешно.
      
Что же делать? Строить стену. И внутрь только по пропускам. Вспомните,
совсем недавно не отдельные люди, а целые страны строили стены.
        Вы скажете, что человек за стеною
одинок и несчастен. Я думаю, не всегда. В одиночестве есть своя поэзия. Одиноки
мечтатели и поэты . Одиноким  романтиком
может быть и простой человек. И это одиночество плодотворно. У многих из нас
есть  «время ночь» , когда мы остаёмся
наедине с собой и  осознаём себя в мире.
         Но есть и другие одиночества. Есть
одиночество страдальческое ( в горе или болезни),  есть и воинствующее. А как бесконечно,
трагически одинок Раскольников, Понтий Пилат… 
          Говорят, «один человек умирает, а
жить он один не может». Не бывает абсолютной 
истины  и  абсолютного 
одиночества тоже.
            Что же
остаётся? Видимо …                    
3. Работа с условными
обозначениями. Общее обсуждение маркированных работ.
4. Выявление и формулировка
проблемы. Её комментарий.( проблема одиночества; одиночество – это
позитивное состояние или негативное?)
               Однозначно ли комментируется
проблема одиночества  автором ?
            страх                                                        О             свой мир
          лень                          Д                 безопасность
       страдание                           И                    творчество
         эгоизм                     Н              романтика
                 Сразу ли автор в своём тексте
обращается к заявленной проблеме? Обратимся к вступительной части авторского
текста ( это первые два абзаца ). А теперь представим, что нужно написать
сочинение-рассуждение по данному тексту, как бы вы его начали? (3- 4
предложения). Нежелательно использовать конструкции: «Я прочитал этот текст и
…»,  «Автор этого текста призывает…», «
Познакомившись с текстом…».         
II.       Работа с дидактическим материалом.
1.      
Соотнести названия приёмов моделирования
вступления с текстами самих вступлений. Определить характерные признаки
каждого приёма.
Схема    «Именительный темы».
1.Запишите ключевое слово.
2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3.Сделайте переход к теме исходного текста.
                      Схема   
«Вопросы-стимулы».
                    
1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста.
                    
2. Объясните, что поиск ответов на эти вопросы и является главной
задачей автора.
  
            Схема  
«Картина».    
                   
1.Запишите три –четыре назывных предложения, которые рождают в сознании
целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощённому в исходном
тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит,
если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 
                   2.
Сделайте переход к исходному тексту.
                     Схема  «Название».
                
1.Прочитайте исходный текст. Самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название       воплощало главную мысль.  
                
2.Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
                                                                ТЕКСТ № 1
Путешествие с Алисой в Стране чудес. Помощь Робинзону в
освоении необитаемого острова. Борьба с тёмными силами вместе с Гарри Поттером.
Неужели только в детстве содержание книг воспринимается особенно ярко и
эмоционально?... Об этом  пытается
порассуждать  автор текста.
                                                                      ТЕКСТ
№ 2
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг
никого? Почему тебя никто не хочет выслушать? Почему часто каждый занят только
собой? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти автор в своём тексте… 
                                                                      
ТЕКСТ №3
Дом… Это граница, заслон от всего внешнего и чужого,
опасного и нежелательного. Если вдуматься, любой наш дом- это совокупность
вечных символов (порог, кров, окно, дверь, стена), возникших с осмыслением
образа границы. Но, с другой стороны, именно дом связывает человека с внешним
миром.  Автор с новой силой заставляет
нас ощутить глубину и важность этого понятия.
                                                                       ТЕКСТ № 4
«Я почитаюсь загадкою для всех…» .Именно так можно
озаглавить данный текст. Именно так писал в своём письме к матери Н. В. Гоголь.
Эпитет «загадочный» часто применяется к Гоголю-художнику: мы часто говорим
«загадочное произведение», «загадочное творчество». Так в чём же загадка
Николая Васильевича?... 
2.      
Рефлексия.  Сравните данные тексты
и приёмы с вашими  вступленияими. 
Прокомментируйте, что удалось сделать, какие ошибки были допущены,
насколько грамотно вам удалось начать свои работы.
Какой
из четырёх  приёмов наиболее приемлем для
моделирования вступительной части сочинения-рассуждения к данному тексту?   
             3
.    Попытайтесь применить его и напишите
вступление  к тексту «Люди одиноки,    
                   потому что вместо мостов они строят
стены».
III.              Выход на следующий этап работы.
 Написать вторую часть сочинения-рассуждения :
сформулировать и прокомментировать позицию автора по данной проблеме (пользуясь
материалами   «Основные этапы работы над
сочинением ЕГЭ  (часть С) по русскому
языку»). 

Комментариев нет:
Отправить комментарий