Очень часто ребята не
знают, как начать свою работу. Наибольшую трудность вызывает у выпускников
именно начало сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Существует несколько способов моделирования
вступления:
приёмы, которые просты в исполнении, но позволяют проникнуть в
содержание исходного текста и дают возможность учащемуся выразить личное
отношение к прочитанному в тексте.
Данный материал может быть использован как на отдельном уроке , так и на факультативном
занятии и ли консультации при подготовке к ЕГЭ, поскольку целью занятия
является знакомство и разбор нескольких способов моделирования вступления.
Основные этапы работы.
I.Работа с исходным текстом «Люди одиноки, потому что вместо мостов они
строят стены».
1.
Прогнозирование:
А) что такое одиночество?
Попробуем его нарисовать;
Б) построение ассоциативного ряда к понятию
«одиночество».
2.
Погружение в текст. Маркирование.
?- непонятно, сложно
!-
важно, интересно
П – противоречие
N – не согласен
Вы заметили на окнах пермских трамваев коротенькие изречения- афоризмы?
Думаю, они появились не случайно. В каждом из них – тайна. Пассажиров они как
будто ловят за рукав, заставляют отвлечься от повседневности и подумать о
вечном.
Вот и перед нами коротенькая
строка. Вслушайтесь: «одиночество»… - три открытых гулких «о», как звучание
пустоты.
Чем дальше идёт человечество по пути
прогресса, тем более одиноки люди. В одном современном высотном доме народу
живёт больше, чем в целой деревне. Но мы
почему-то лучше знаем в лицо Бен Ладена, а не соседа по лестничной клетке.
Почему? Люди ленивы, нелюбопытны, нуждаются в защите. Разве не так?
Человек рождается в мир. Маленькая вселенная загорается внутри огромной
вселенной. Бесцеремонное вторжение губит хрупкий человеческий космос, норовит
раздавить, уничтожить . Впустить мир в
себя- страшно, не изменяться вовсе-
смешно.
Что же делать? Строить стену. И внутрь только по пропускам. Вспомните,
совсем недавно не отдельные люди, а целые страны строили стены.
Вы скажете, что человек за стеною
одинок и несчастен. Я думаю, не всегда. В одиночестве есть своя поэзия. Одиноки
мечтатели и поэты . Одиноким романтиком
может быть и простой человек. И это одиночество плодотворно. У многих из нас
есть «время ночь» , когда мы остаёмся
наедине с собой и осознаём себя в мире.
Но есть и другие одиночества. Есть
одиночество страдальческое ( в горе или болезни), есть и воинствующее. А как бесконечно,
трагически одинок Раскольников, Понтий Пилат…
Говорят, «один человек умирает, а
жить он один не может». Не бывает абсолютной
истины и абсолютного
одиночества тоже.
Что же
остаётся? Видимо …
3. Работа с условными
обозначениями. Общее обсуждение маркированных работ.
4. Выявление и формулировка
проблемы. Её комментарий.( проблема одиночества; одиночество – это
позитивное состояние или негативное?)
Однозначно ли комментируется
проблема одиночества автором ?
страх О свой мир
лень Д безопасность
страдание И творчество
эгоизм Н романтика
Сразу ли автор в своём тексте
обращается к заявленной проблеме? Обратимся к вступительной части авторского
текста ( это первые два абзаца ). А теперь представим, что нужно написать
сочинение-рассуждение по данному тексту, как бы вы его начали? (3- 4
предложения). Нежелательно использовать конструкции: «Я прочитал этот текст и
…», «Автор этого текста призывает…», «
Познакомившись с текстом…».
II. Работа с дидактическим материалом.
1.
Соотнести названия приёмов моделирования
вступления с текстами самих вступлений. Определить характерные признаки
каждого приёма.
Схема «Именительный темы».
1.Запишите ключевое слово.
2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3.Сделайте переход к теме исходного текста.
Схема
«Вопросы-стимулы».
1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста.
2. Объясните, что поиск ответов на эти вопросы и является главной
задачей автора.
Схема
«Картина».
1.Запишите три –четыре назывных предложения, которые рождают в сознании
целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощённому в исходном
тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит,
если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2.
Сделайте переход к исходному тексту.
Схема «Название».
1.Прочитайте исходный текст. Самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2.Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
ТЕКСТ № 1
Путешествие с Алисой в Стране чудес. Помощь Робинзону в
освоении необитаемого острова. Борьба с тёмными силами вместе с Гарри Поттером.
Неужели только в детстве содержание книг воспринимается особенно ярко и
эмоционально?... Об этом пытается
порассуждать автор текста.
ТЕКСТ
№ 2
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг
никого? Почему тебя никто не хочет выслушать? Почему часто каждый занят только
собой? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти автор в своём тексте…
ТЕКСТ №3
Дом… Это граница, заслон от всего внешнего и чужого,
опасного и нежелательного. Если вдуматься, любой наш дом- это совокупность
вечных символов (порог, кров, окно, дверь, стена), возникших с осмыслением
образа границы. Но, с другой стороны, именно дом связывает человека с внешним
миром. Автор с новой силой заставляет
нас ощутить глубину и важность этого понятия.
ТЕКСТ № 4
«Я почитаюсь загадкою для всех…» .Именно так можно
озаглавить данный текст. Именно так писал в своём письме к матери Н. В. Гоголь.
Эпитет «загадочный» часто применяется к Гоголю-художнику: мы часто говорим
«загадочное произведение», «загадочное творчество». Так в чём же загадка
Николая Васильевича?...
2.
Рефлексия. Сравните данные тексты
и приёмы с вашими вступленияими.
Прокомментируйте, что удалось сделать, какие ошибки были допущены,
насколько грамотно вам удалось начать свои работы.
Какой
из четырёх приёмов наиболее приемлем для
моделирования вступительной части сочинения-рассуждения к данному тексту?
3
. Попытайтесь применить его и напишите
вступление к тексту «Люди одиноки,
потому что вместо мостов они строят
стены».
III. Выход на следующий этап работы.
Написать вторую часть сочинения-рассуждения :
сформулировать и прокомментировать позицию автора по данной проблеме (пользуясь
материалами «Основные этапы работы над
сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому
языку»).
Комментариев нет :
Отправить комментарий