Комментарий - рассуждение, пояснительные замечания по
поводу чего-либо.
•
Пересказа
исходного текста или его части
•
Рассуждений по
поводу всех проблем текста
•
Комментариев о
действиях героев текста
•
Общих рассуждений
о тексте
Насколько актуальна проблема и
почему
Кому и в каких ситуациях приходится
сталкиваться с подобной проблемой
Как эту проблему рассматривали, пытались решить другие
авторы
Есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на
прочитанный текст.
Примерный
план-вопросник для комментирования основной проблемы текста
(на
примере текста Л. Жуховицкого).
Основная проблема статьи - проблема межнациональной
розни.
К какой категории можно отнести эту проблему?
Какая это проблема?
Почему мы выбрали именно эти определения?
Что приводит к подобным страшным событиям?
Чем опасны националисты?
Почему для России эта проблема особенно актуальна?
Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы?
Традиционна эта проблема?
Кто из писателей, публицистов обращался к ней?
Как Жуховицкий заостряет внимание читателя на этой проблеме?
Отвечая на эти
вопросы, мы пытаемся понять, почему автор из множества проблем выбрал именно
эту?
Нравственная, морально-этическая проблема.
Актуальная, злободневная, наболевшая проблема.
..., потому что в последнее время она является одной
из центральных, проблем нашей жизни. Все чаще дает она о себе знать не только
таким случаем, описанным Жуховицким, но и кровавыми столкновениями, убийствами.
Национализм - отвратительное проявление мнимого превосходства
одной нации над другой.
Спекулируя на чувствах неприязни к другим национальностям,
на религиозных чувствах, националисты уверяют, что многие проблемы и неудобства
в их собственной жизни возникают из-за мигрантов. Это приводит к разжиганию
национальной розни.
В России проживает около двухсот народов и
народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим
последствиям.
Россия веками традиционно складывалась как многонациональное
государство, славившееся своей единой многонациональной литературой,
культурой, наукой, интернациональными отношениями (победа в Великой
Отечественной войне - это заслуга всего многонационального народа).
Проблема традиционна, хотя и возникла в последние десятилетия,
когда распался Советский Союз. Многие националисты видят причины экономических,
социальных проблем именно в том, что «понаехало» слишком много людей из бывших
союзных республик.
Д. Лихачев, А. Солженицын. Их, как и Жуховицкого, возмущали
проявления национализма, вызывали тревогу за судьбу страны и желание объяснить
читателям последствия, к которым они могут привести.
Автор заостряет внимание на этой проблеме, рассказывая
историю о наглом нарушении прав человека так называемой «кавказской
национальности». Эта история не может не вызвать чувства стыда и возмущения за
подобные безобразные поступки, унизительные для любого человека.
Далее переходим к позиции автора
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это
значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то
есть осознать и сформулировать:
• Что хотел сказать автор?
• Какова была цель его высказывания?
• Ради чего он все это написал?
• Как он сам относится к поставленной проблеме?
• Какие мысли, чувства, переживания являются для автора
главными, ключевыми?
•
Чему учит текст?
Автор
может относиться к изображаемому:
Положительно
Отрицательно (осуждающе, саркастически)
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически (с
юмором)
Как
может быть выражена авторская позиция?
Авторская позиция может быть выражена в тексте прямо (в отдельных предложениях
текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях,
ремарках, вставках...) или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения,
вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали...).
В художественных
текстах позиция автора часто не
выражается прямо. В таких случаях авторскую идею нам помогает понять
речь героя, его портрет, мысли
героя, его поступки... свое отношение к описываемому автор
передает через пейзаж, интерьер. Авторское отношение помогают нам
понять изобразительно-выразительные средства языка.
Типовые
конструкции
Отношение автора к поставленной
проблеме неоднозначно Позиция автора по затронутым вопросам очевидна Основная
(главная) цель (задача) автора заключается (со стоит) в том. что...
Автор, ссылаясь на... (приводя
примеры), утверждает, что..
Рассуждая о..автор
сожалеет о том, что...
Автор считает (полагает,
утверждает), что...
Автор подводит читателя к выводу о
том, что...
Автор заставляет читателя
задуматься над ...
Автор отрицает, что...
Автор иронизирует над (кем, чем)
Автор осуждает (кого, что)
Автор (не) соглашается с
...
Автор полемизирует (с кем, по какому вопросу)
Комментариев нет:
Отправить комментарий